Для гарантирования надежного функционирования элементов коробки передач и минимизации энергетических потерь, вызываемых трением, разработано специальное трансмиссионное масло.
Условия, при которых вынуждено работать масло для коробки передач, имеют существенные отличия от тех, в которых функционируют другие жидкости, например, моторные смазки.
Главное предназначение трансмиссионных смазочных материалов заключается в том, чтобы воспрепятствовать повреждению частей и механизмов трансмиссии в результате взаимодействия между ними, и предотвратить чрезмерное изнашивание трущихся элементов.
Это достигается благодаря смазочным свойствам продукта, которые образуют своеобразную масляную прослойку между трущимися поверхностями, не допуская их тесного контакта, и, соответственно, исключая возможность образования повреждений.
Особенными свойствами масла, применяемого в трансмиссии автомобиля, являются, прежде всего, показатели критической нагрузки, износа и сваривания, и индекс задира. Именно от них зависит, насколько эффективной будет работы коробки передач и сроки ее максимальной эксплуатации.
Так, например, задирным индексом определяется свойство смазки к снижению износа плоскостей, подвергающихся трению в полусухом состоянии.
Под понятием критической нагрузки следует понимать способность масла к предотвращению образования задиров на трущихся поверхностях.
Показателем нагрузки сваривания определяется максимальная работоспособность смазочного материала, и в случае превышения этого предела элементы трансмиссионной системы непременно выйдут из строя.
Благодаря показателю износа становится возможным определить, как влияет смазка на износ трущихся плоскостей при воздействии регулярных нагрузок, не являющихся критическими.
Важным требованием, предъявляемым к трансмиссионным смазочным материалам, является их способность сохранять мощность деталей с наименьшими для них потерями. При этом главным фактором, влияющим на них, являются вязкостные коэффициенты трансмиссионной смазки и сила трения между зубьями.
Что касается прочих параметров, которыми должна обладать высококачественная смазка для трансмиссии любого авто, то они практически не отличаются от тех, что предъявляются к моторным маслам.
Так, настолько же важно, чтобы смазка обладала неизменной работоспособностью при разных температурах, причем, чем этот интервал шире, тем лучше. Смазка для трансмиссионных компонентов должна быть максимально стабильна, не подвергать элементы коррозионному воздействию и способствовать продлению работоспособности коробки передач.