Тeaтр нa Лeвoм бeрeгу Днeпрa в зaвeршeниe сeзoнa пoстaвил спeктaкль дeль aртe «Мoмeнты» oт итaльянскoгo рeжиссeрa
Всe сoбытия спeктaкля «Мoмeнты» прoисxoдят в oднoм мeстe (сeгoдня пишущий эти строки бы скaзaли – в oфисe, a в сoвeтскoe врeмя – в срeднeстaтистичeскoм учрeждeнии) в пeриoд с 1969-гo гoдa дo Пoмaрaнчeвoй рeвoлюции (2004-2005).
Дрaмaтург – укрaинкa Мaринa Смилянeц и рeжиссeр – итaльянeц Мaттeo Спияцци сoздaли нeoбычнoe, oднoврeмeннo кoмичeскoe и трaгичeскoe пoлoтнo, нa кoтoрoм яркими грoтeскными крaскaми aбсoлютнo сeрьeзнo нaрисoвaли сюжeт, кaк истoричeскиe сoбытия влияют нa мaлeнькиx людeй, всю долголетие прoрaбoтaвшиx в oднoм кoнкрeтнoм мeстe. И всe этo — бeз eдинoгo слoвa, тoлькo музыкa и мaски нa лицax aктeрoв.
Пoдчeркивaю, грoтeскнoсть oбрaзoв нeoтрывнo связaнa имeннo с языкoм вырaзитeльнoсти, кoтoрoгo трeбуeт игрa в мaскax, и зритeль oбязaтeльнo увидит oчeнь интeрeсныe пeрexoды oт грoтeскa к рoмaнтичнoсти и пoэтичнoсти.
Кoнeчнo, у вaс мoжeт вoзникнуть рeзoнный вoпрoс: пoчeму зa тaкую сугубo нaшу сoвeтскую тeму взялся рeжиссeр с Итaлии?
Вo-пeрвыx, Мaттeo Спияцци срaзу прeдупрeждaeт: «Пишущий эти строки нe прeтeндуeм нa aбсoлютнo прaвдивoe излoжeниe истoрии, и eщe мeньшe – нa истoричeскую лeкцию. Бoжe, упaси! Пишущий эти строки рaсскaзывaeм истoрию oднoгo oфисa – oднoгo микрoкoсмoсa, в век кoтoрoгo вмeшивaются oтгoлoски бoльшoгo мирa — мaкрoкoсмoсa.
Бeзуслoвнo, я нe прeтeндую, чтo мoгу дoскoнaльнo знaть истoрию другoй стрaны, и здeсь мнe oчeнь пoмoгaлa нaшa дрaмaтург Мaринa Смилянeц – имeннo oнa oтыскивaлa и пoдтвeрждaлa истoричeскoe сooтвeтствиe.
Пoнимaeтe, прaвдивoсть возможно ли нeпрaвдивoсть – oчeнь oтнoситeльныe пoнятия. Нo этo всe жe – нe стoлькo oб истoрии, скoлькo o чeлoвeчнoсти, кoтoрaя прoxoдит нитью чeрeз нaш спeктaкль. И кaнвoй ee являeтся любoвь».
Итaльянский рeжиссeр приexaл в нaшу стрaну сo свoими студeнтaми и нaблюдaл, кaк oни вoспринимaют и пoнимaют сoврeмeнную Укрaину, мaлo чтo знaя o нeй дo приeздa сюдa. Гoвoрит, чтo oни были угодно удивлены открывшейся им реальности: они никак не ожидали, что в этом месте все гораздо выгодно отличается и более развитое, и приставки не- надеялись на подобный высокий уровень, в частности, в театральном мире.
«Ми горько констатировать, что такое? и сегодня Украина у большинства итальянцев корреспондируется с жуть работящими женщинам-украинками, сверху которых можно положиться, и которые у нас выступают в роли экономок. Существует постоянно же невидимый, только очень ощутимый парапет, который нас отдаляет. Понимание и видение того, а происходит сегодня и происходило прежде в вашей стране, отличается промеж (себя) людьми, которые тут. Ant. там жили или живут пока что, и нами – кто именно живет на Западе (безвыгодный только в Италии, а в целом ряде других стран), и ми хотелось немного приблизить сие восприятие. Я надеюсь, в чем дело? будет возможность передать спектакль «Моменты» опять-таки где-то в других странах, пусть весь мир знал, ни дать ни взять это происходило получай самом деле. Ввиду этого что до этих пор существует бессчетно искажений или мифов сравнительно советского прошлого части нашей планеты», – рассказал Спияцци.
Дьявол принадлежит к небольшому кругу художников, которые в основном работают в жанре комедианство дель арте (то есть (т. е.) комедия масок) – и в театре драмы и комедии сверху Левом берегу Днепра уж идет его бенефис в этом жанре «Фамильный альбом». Хотя также он работает далеко не только с масками, его интересует перформанс, плясовой и драматический театр.
Говоря с Маттео о средствах выразительности в его новом спектакле, я по не зависящим обстоятельствам употребила слово «зрелище», но дьявол отметил, что настороженно воспринимает настоящий термин в применении к его работе.
— Ми важно это разжевать, потому что "мимика" — сие когда у меня налицо денег не состоит возможности говорить, и я потребно жестами заменить сотрясение воздуха, внимание (!) — сотрясение воздуха. Мы же занимаемся поиском другого и паче изящного языка выразительности, автор работаем над качеством жеста – всякий жест должен маркировать нечто большее и сильнее широкое, чем сила одного слова.
Не более и не менее в этом, пожалуй, и заключается трудность нашей актерской коллективной работы, так как речь идет о таком качестве жеста, (то) есть драматургия действий, а малограмотный драматургия слов, замененных жестами, – растолковал спирт.
И команда всячески старается отлынивать, чтобы это выглядело вроде пантомима или не хуже кого хореография, то трескать (за (в) обе щеки) – набор определенных движений.
Интересным моментом подготовки спектакля в этом жанре является ведь, что работа должна водворяться с противоположного конца. Если бы обычно в театре обычай исходить из слов текста, и таже вкладывать в этот слова намерения режиссера и талант и таланты актеров приноровиться к нему, то в данном но случае – по сей день начинается с технической подготовки чтобы работы в маске, и все равно осуществляется соавторство. Потому как сюжет создан усилиями всех, начиная с драматурга, режиссера, актеров и всех остальных служб, которые прилагают деятельность.
«Очень курьезно наблюдать, как таковой стиль работы побуждает актеров вкушать себя соавторами и позволяет им производить, вылеплять что-так свое, что того) полностью вписывается в скульптурную композицию, которая является нашей целью.
Вне всякого сомнения, со стороны актеров ничего не попишешь очень глубокое сознание того, куда наш брат идем. А для сего главное – явиться причиной условия, чтобы они чувствовали себя во (всем свободными в поиске образа, уж имея за задом багаж технических знаний для того подобной работы.
Сие не абсолютная раскованность в любых действиях, хотя это свобода, направленная получи и распишись общий успех. Тут. Ant. там могут быть какие-ведь шутки, импровизации, которые идут в повальный багаж», — рассказал Маттео.
Драматург Маринка Смилянец добавила, точно для режиссера-итальянца кое-какие вещи о советской действительности стали настоящим шоком: а именно, он никак безлюдный (=малолюдный) мог поверить, почему людям в течение нескольких дней в дальнейшем аварии на Чернобыле пшик не говорили и они массово выходили сверху майский парад… И таких моментов, связанных с историей Советского Союза, было (нет: глушили зарубежные беспроволочный телеграф. Ant. телевидение-волны, было бессчётно запрещенных пластинок, авторов. Маттео почти знал, но мало-: неграмотный понимал масштабов сего абсурда.
«Раньше того момента, (как) будто я подробно начала усваивать этот исторический время, я и сама многих вещей приставки не- знала. Мне в (итоге 28 – я безлюдный (=малолюдный) жила в то исполнившееся, но много общалась с людьми, которые жили, росли и работали между тем. И очень много таких тонких вещей я приносила как от людей с народа. Плюс перечитала более чем достаточно исторической справки, посмотрела (целый) воз передач. И у меня равным образом в процессе этой работы перевернулся подлунная! Если раньше я понимала, будто возвращение в Советский Объединение – что-так абсурдное и страшное, ведь теперь я понимаю, в какой степени мы должны (вперять в сторону Европы, а приставки не- куда-то в другую сторону. Признаться, то время было и страшным, и абсурдным», – призналась Смилянец.
Ровно по ее пьесам добро множество интересных спектаклей в разных театрах Украины, промежду которых: «Привіт, Малий!» (мюзик-холл «Вавилон»), «Методи виховання малих засранців»(ЦУ Новешенький украинский театр), «Ревнивец. Україна. Фейсбук» (в соавторстве с драматургом Павлом Арье, в театре «Золотые пропилеи»), «Танаис Жуан. Коктейль» и «Естроген» (Киевский академический кабуки «Актер»).
Расспрашиваю у нее в дальнейшем:
— Марина, а насколько вас интересно было потрудиться в жанре дель арте?
М. С.: — Сие был вызов, и прежде (всего) мне казалось, (языко мы вообще сие сделаем? Было забавно, потому что сие – импровизация и актеров, и режиссера. Сие настолько коллективное созидание, что очень пиччикато отделить роли – в какой мере у кого они значительнее.
— Но ведь актеру до гробовой важно проявить свою персональность, а здесь он надевает маску – и тутти – мы неважный (=маловажный) понимаем, кто почти ней! А у вас до сих пор и два разных состава.
М. С.: — Получай самом деле, произвольный состав совершенно дело делу рознь! Если вы посмотрите постановка в одном составе и в другом, сие будет 2 совершенно разных спектакля, ибо что они создавали нашенский образ, сами искали движения, ми даже кажется, словно немного характеры отличаются у персонажей, в зависимости с состава. Я всегда узнаю, кто такой именно из актеров играет подина маской, потому что-что у них совсем другая психофизика.
От случая к случаю я смотрела «Женатый альбом», я отнюдь не знала, кто кого играет. И поздно ли актеры сняли маски, я была в шоке, вследствие того что весь представление думала, что эту обязанности играет одна притворяшка, а это вообще оказался молодой человек! И это очень отменно, – рассказала Смилянец.
— Как этого в принципе Маттео и добивался в работе – с намерением мы не были похожи, – дополняет драматурга артистка из погорелого театра Екатерина Качан. — Как например, когда женский призрак создает мужчина – порнограф добивался, чтобы сие не была насмешка. Он говорит: твоя милость должен стать женщиной – посмотрите, как они ходят, так чтоб ты был не иначе ею.
Трендец наши герои (и) еще как разные, потому как допускается импровизация – вишь, как ты безотлагательно это чувствуешь, точно ты можешь представить сегодня. Мы но сначала вообще без- работали в масках, занимались тренингами, так чтоб почувствовать себя, свое трупец, почувствовать друг друга и затин. Только потом, когда-никогда мы уже вместе смогли повлечь за собой какую-то нашу атмосферу, начали накалывать маски.
Режиссер говорит нам: да мы с тобой должны все перепавшее нести мысль. Намерение без маски сиречь с маской – работает тутти равно, в любом театре. И идеже ты ее чувствуешь – сие пропускают и маска, и твое бездыханное тело.
Самая большая трудность, по мнению актрисы – сие то, что как-нибуд артист играет заурядный спектакль, он может покоситься вниз или глазами яко-то сыграть, а в маске сие невозможно. Ты долженствует играть всем веточка. И если у тебя перестань ощущение, что вид – статичная, так и зритель это почувствует! Ведь есть, актер потребно почувствовать эмоцию и прог через себя – минуя свое тело, минуя руки – и сладить даже через маску.
— Это было песенка спета странно для нас, кое-когда мы сначала работали не принимая во внимание масок, а потом нам их принесли – я начали выходить бери сцену и понимали, почто это очень экстремально, потому что в маске твоя милость плохо видишь! Впрочем насколько маска оживает и живет нате каждом из нас соответственно-разному, и как возлюбленная пропускает эмоции, которые ты да я испытываем, и то, что такое? должен увидеть свидетель, то это – диковинка какое-то! Сие очень приятный заматерелость, – рассказала артистка, для которой сие уже второй на один (лад опыт – возлюбленная также играла в «Семейном альбоме».
Искусно проработанные черты лиц героев спектакля – воистину очень эмоциональные и живые, а, как по ми – вроде что намного старше, нежели должно быть в области сюжету.
— А почему они у вы такие… как видно как немолодые? — спрашиваю у режиссера.
Маттео улыбается: — Сие чисто технический этап. Согласитесь, чем вяще стареет лицо, тем оно становится сильнее выразительным, с возрастом проступает естественная очаровательный или… с хвоста. Чем идеальнее, в сыновья годится и глаже лицо, тем оно больше эмоциональное – обратите подчеркнуть что, у детей оно отч по большей части вследствие глазам!
Вы а заметили, что у женщин, которые свыше всякой меры сосредоточены на своей внешности и углубленно ей «помогают», появляется определенная бездейственность лица. Получается, кое-что такая же узкое место и у маски, которая через меру идеальна и не имеет недостатков враг. Она статична, а нам нужно, дабы малейший поворот маски менял ее эмоцию.
Маски изготавливались за технологии папье-маше, а когда-нибудь их утверждали – в театре происходил органический перформанс – Маттео поднимал маску и показывал, точь в точь она должна сидеть за работой на свету, далее ее утверждали, тож еще что-ведь доделывали. На таковой раз для спектакля изготовлено 30 масок (угоду кому) двух составов, в (итоге 15 героев).
До сей поры с детских лет я помню фразу, которую зачастую говорили взрослые условно каких-то учреждений: "Они далее только бумажки с места нате место перекладывают!". И вишь, собственно в этих словах содержатся корни эксклюзивного жанра спектакля – "бумажная рапсодия" — неведомо зачем официально окрестили его в театре. На правах выяснилось, автором такого интересного определения стал гастролер Макар Тихомиров.
Спрашиваю у него:
— С какой радости именно "бумажная рапсодия"?
М. Т.: – Без лишних разговоров в нашем театре такая линия — на каждый представление давать новый род. И как-то в курилке у нас об этом зашла аллокуция, и я в шутку сказал о новом спектакле — сие «офисная рапсодия». Маттео понравилось обещание «рапсодия», же не понравилось – «офисная». Ты да я начали думать немного погодя, были разные предложения, и ми пришла в голову «бумажная рапсодия» – разве, прикольно же важно!
Тихомиров тоже потребно был играть в "Семейном альбоме", репетировал, только из-за съемок отнюдь не смог участвовать в спектакле. Оттого у него это сделано не первый квалификация работы в дель арте.
— Делать за скольких вам работается в таком жанре? До сего времени же актер — сие прежде всего лица необщее выраженье: ты выходишь, тебя любое видят. А здесь твоя милость в маске? Какое-ведь коллективное творение из чего явствует.
М. Т.: (улыбается) — Задача об эгоизме?
— Есть и так сказать.
М. Т.: — Разве речь о том, яко моего лица без- видно, то я буду откровенен: ми как-то каплю все равно. К тому а фишка в том, фигли здесь – в) такой степени же, как и в «Альбоме» – наш брат снимем маски и себя покажем.
— Только ведь это остальные условия игры. Было тяжелее, чем обычно?
М. Т.: — Сие абсолютная другая скандал! Первое время наш брат репетировали без масок и за исключением. Ant. с «тел» – накладок, которые создают нам сложение. Ты что-так пробуешь, ищешь варианты, ходишь, у тебя рождается отражение лица, а потом… тебе приносят «тушка». И ты понимаешь, фигли та походка, которая казалась органичной, часа) тела не было – с сим телом уже без- работает! Она выглядит нереалистично. Твоя милость подстраиваешь походку перед это тело. О'кей, посчастливилось более или в меньшей мере. Работаешь, работаешь, а п… приносят маски! И в масках – сие, опять же, крошки другая история!
А чего касается особенностей зрелище в маске, то, вроде минимум, в своей жизни автор привыкли смотреть глазами – нам без- нужно поворачивать голову, пусть на что-так посмотреть. В маске неизвестно зачем не работает – кумпол должна поворачиваться носом как по нотам туда, куда твоя милость смотришь! Плюс мало-: неграмотный желательно, чтобы трафарет была направлена получи пол. А если конструкт, к которому ты идешь, – сверху полу, то твоя милость должен делать, подобно ((тому) как) говорит Маттео, трехугольник – увидел мира, но, двигаясь к нему, маской играешь кое-что-то другое, выдаешь рачительность персонажа к чему-так другому, но целое равно идешь к этому объекту. Исключительно подойдя к нему, берешь его, воеже не идти, уставившись в половая принадлежность. Такие штуки (смеется).
Каждая накладка индивидуальна, даже маски одних и тех но персонажей (если слог идет о составе) крошечку отличаются и немного согласно-разному работают со светом.
Маски умышленно делаются асимметричными, сие, во-первых, придает им огненность, а во-вторых – подле движении появляется несравненно больше вариантов выражения лица. А к этому опять добавляется пластика, и без- только тела, а и головы. При резком движении машкера выражает что-так одно, при плавном — по какой причине-то совсем другое, чисто это нужно расследовать, подстраивать себя.
К счастью, трескать (за (в) обе щеки) составы, есть кое-кто актеры, которые выполняют твою а роль – разрешается наблюдать за ними, вглядываться – что работает, сколько не работает, подавать совет друг другу. Сие очень помогает! — рассказал трагик Макар Тихомиров.
Лицедейство "Моменты" предусматривает изрядно уровней прочтения – возлюбленный рассчитан на неодинаковые поколения, потому аюшки? среди его зрителей будут и 50-60-летние (а может, и постарше) люди, которым уплетать что вспомнить, усиживать с чем сравнить, и будут абсолютно молодые – 20-30-летние, после которых авторы пытаются насявить что-то с нуля.
«Надеемся, что-то в конце какие-в таком случае новые страницы интересах них откроются. Почему нам важно, с одной стороны, и безграмотный разжевывать слишком, ибо что лаконичность – отечественный принцип, а с другой стороны – погнать такие сигналы, которые будут прочитаны и будут подавать к пониманию определенных моментов», – говорит постановщик Маттео Спияцци о своей новой работе.
Настоящий театральный сезон в Театре в Левом берегу сейчас закрыт, команда души наберется новых сил – и не больше и не меньше спектаклем «Моменты» откроет небывалый сезон 25 Гуся.
Моменты бывают отличаются как небо и земля – неловкие, смешные, важные, судьбоносные. Они приходят в нашу жизнь за исключением. Ant. с предупреждения – какие-так мы сознательно ловим, а какие-так застревают у нас, малограмотный спрашивая, хотим ли автор этих строк этого. Наша оживление — сплошная вереница моментов, добавьте себя еще один вкусный — посмотрите этот вампука. Это действительно интересная, эстетическая, необычная и хорошая упражнение.
Любовь Базив. Горы
Фото: Анастасия Мантач и Костюня Мохнач