До 15% от трудоспособного населения в небогатых регионах, чтобы заработать себе на жизнь в гаражах

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» предоставил «Известиям» результаты проекта «Гаражная экономика». Как выяснили в ходе исследований, авторы проекта Александр Павлов и Сергей Селеев, в «гаражную экономику», участвующих в среднем, 15% от трудоспособного населения большие размеры, но довольно бедных городов России. Этот социально-экономический феномен, кстати, распространен и в большинстве бывших советских республик.

Если изначально гаражи были предназначены для хранения автомобилей и мотоциклов, но также используется в качестве кладовки, сейчас там кипит предпринимательской деятельности. «Гаражники» открывают мастерские ремонт, мебель, мастерская, шашлычные, кондитерские изделия и даже отели.

Исследование было проведено в 60 населенных пунктах восьми регионов страны. Из крупных городов в проекте участвовали Саратов, Ульяновск, Казань, Набережные Челны, Тольятти, Пермь, Анапа и Нижний Новгород. В Анапе, например, было насчитано 3407 гаражи и 1735 производит в них. В Казани — 13 393 гараж, в Перми — 36 320 гаражи и 11 700 производства, в Тольятти — 25 566 гаражи и 1820 производства.

В некоторых регионах, власти сделали еще один шаг к «гаражникам» — в обмен на выход из тени, они могут получить субсидии, гранты, кредиты и другие услуги для муниципалитетов.

Истоки этого социально-экономического явления — в позднесоветском периоде. Именно в конце 1980-х, стал построенный достаточно просторные гаражи. В них частных ремонтировали автомобили, а «цеховики» хранили свои продукты. В 1990-е годы, строительство гаражных кооперативов стало массовым, появляется все больше и больше этажей, гаражи, которые сразу же приспосабливали под нужды всевозможных мастерских и цехов. В 2000-е годы, владельцы и арендаторы двери банки получили право заниматься любой разрешенной экономической деятельностью.

И именно тогда появилась не только гаражи-магазины, гаражи-мастерские и гаражи-помещения, но и гаражи-дома отдыха. Не могу сказать, что все они находились вне законных рамок. Но и полностью их считает законным не может.

— Ситуация неоднозначная, — рассказал «Известиям» соавтор проекта, аспирант Ульяновского государственного педуниверситета Сергей Селеев. — Часть из «гаражников» находится в рамках правового поля, заверены, оформлены, как ИП. Но осуществляет свою деятельность в гараже, что является незаконным. Потому что, согласно уставу любой ГСК гараж-это место хранения автомобиля или мотоцикла. Но это формальность.

Сергей Селеев утверждает, что чиновники на уровне регионов и отдельных муниципалитетов прекрасно знают это явление.

— Конечно, муниципалитеты в курсе того, что происходит на их территории. До уровня доходов «гаражников». И взаимодействие это построено на неформальном уровне, — говорит Селеев. — Муниципалитеты у нас, как правило, бедные, дотационные, текущий ремонт сделать, а не почему. И если муниципалитет нужны деньги, например, на ремонт дорог или благоустройство города, местные власти прибегают к таким вот «гаражникам», а те, скидываются. И в ходе исследования мы поняли, что «гаражники» не против выделения части их доходов на общественно-полезным. Все остаются в выигрыше.

Кстати, власти особо не трогают «гаражников» из-за достаточно сложного механизма проверки. Для того, чтобы доказать, что в гараже ведется хозяйственно-экономическая деятельность, необходимо осуществлять закупки управления, убедитесь, что чинится не «машина друга». Но никто не нуждается, считают авторы исследования, даже в налоговой, так как оборот этих малых предприятий очень мала.

На региональном уровне легализации «гаражников» занялись полтора года назад.

— Регионы делятся на практике самые различные темы. В том числе «гаражникам». В некоторых местах, начали создавать общественные организации, объединяющие участников «гаражной экономики», — говорит Сергей Селеев. — В Тольятти, например, для вывода этих людей из тени создана Ассоциация производителей мебели. Им было сказано: я даю вам три года, вы все подключите в эту ассоциацию, зарегистрируйтесь и легализуетесь. После трех лет, не войдет, те будут иметь. Они должны регистрировать свою деятельность.

В обмен на власть, чтобы помочь, чтобы получить всевозможные пожертвования, субсидии, кредиты, льготы. Ассоциация, в свою очередь, 10% членского взноса дает за счет пожертвований, в бюджет муниципального образования. Эти деньги строго целевые и идут на ремонт дорог, благоустройство города и др.

По словам авторов исследования, существует прямая связь — чем богаче регион, тем реже встречаются «гаражники».

— Например, в Тюмени-вы, практически, не существует. Вместо этого, в Ульяновск 15% взрослого населения трудоспособного возраста работают в гаражах. И вполне устраивает такой доход, — объясняет Селеев.

Профессор гу-ВШЭ Симон Кордонский считает, что «гаражная экономика» — это один из видов рукоделия.

— Хорошо это явление или плохо? Эти условия не применяются к тому, что есть. До 1956 года у нас в стране существовала промысловая организации труда. Затем уничтожили, но в конце 1980-х годов, она начала возрождаться. В самых различных формах, — сказал Симон Кордонский «Известия».

По словам профессора, «гаражная экономика» не имеет организационно-правовой форме, но не имеет смысл вернуться к системе промышленного сотрудничества.

— То, что мы, как правило, называется малым или средним бизнесом, это действительно рыбалка. Бизнес на капитализации. И рыбалка — выживание и репутацию, — объясняет Симон Кордонский. — И хороший стоматолог и хороший тренер, на которые идут по рекомендации, является рыбалка. И в том случае, если рынок является слабым, там происходит рыбалка.