Организатор Фестиваля коммуналок Светлана Воробьева — о сборе самогонных аппаратов, сварливой соседке и другие добродетели, коммунальные, бытовые

Фото: предоставлены организаторами фестиваля

Петербург по праву называют коммунальной столицей России. Можно смеяться над такой четкости. Но правда в том, что многие горожане в коммуналках проходит целая жизнь. Это особый мир, внутри которого может быть 16 апреля, на Фестивале коммунальных квартирах, которая проводится впервые.

В центре Северной столицы, предлагает реальные жители не изолирован от жилой площади, а вместе с ними — местные, художников, музыкантов, поэтов. Кроме того, туры в настоящем коммуналкам, в течение рабочего дня, специально организованный музей. Там могут быть блюда традиционной для Петербурга рыбу — корюшку, собрать самогонный аппарат и, в целом, научиться выживать в неизвестных более спартанских условиях. О том, что можно увидеть сегодня, корреспонденту «Известий» Кирилл Кудрин сказал организатор фестиваля Светлана Воробьева.

Фестиваль проводится в первый раз?

— Да, в первую очередь, и не исключено, что в последний. Просто это такое действие художественной перспективы, которые мы еще не обсуждали, не думали о том, чтобы сделать фестиваль традиционным, ежегодно. Сама идея организовать такое мероприятие пришла в голову группы петербургских художников. Посмотрим, что будет дальше.

— Что увидят посетители коммунальных квартир?

— «Путешествие» проводится в пяти реальных коммунальных квартир, расположенных в центре санкт-Петербурга. Гостей там принимают как местные жители, так и участники нашей творческой группы: петербургские художники, актеры, музыканты, поэты. Большая часть «веб-сайты» проходит театрализованный спектакль на тему совместной жизни.

В какой-то момент, неожиданно, появляется сварливая соседка, кто хочет избавиться от гостей в своей квартире. Ее номер, кстати, украшают настоящие картины санкт-петербургского художника Андрея Сикорского. Недавно он организовал выставку, которая имела успех. Он описывает статуи, на фоне известных произведений… В любом случае, это будет сосед-либерал, который спасет гостей и рассказать им о политике. В третьем может быть поприсутствовать на литература собрание ТСЖ или отметил 44-й день рождения сильной независимой женщины в компании кошек.

— Есть ли среди перечисленных персонажей реальных пассажиров, коммунальных квартир?

— А это секрет. Мы предполагаем, что участники не будут знать до конца, присутствуют в лице своих персонажей или подготовку профессиональных актеров. Чтобы определить. Могу сказать одно: среди тех, кто принимал сегодня гостей, конечно, есть и реальные жители этих мест.

— Как вы искали коммуналки? Знания?

— Везде по-разному. В основном выбраны, исходя из творческих интересов. Они забыли, как выглядит конкретную квартиру. Это было важно для нее, чтобы быть расположен в историческом доме, потому что там не было свежего ремонта. В противном случае вы не будете выглядеть, как люди живут в таких условиях. И мы хотели бы показать реальной жизни, которые хранятся в подобных местах десятки лет. То же самое явление, интересное с точки зрения культурной антропологии — как разные иностранцы, которые изначально не имеют ничего общего, пытаются как-то разделить общее пространство.

— Все жители коммуналок без проблем согласились принять участие в фестивале?

— Большая часть этих апартаментов являются, скажем так, лояльные к нам люди, которые договорились с другими жильцами. Но на одном месте, например, я обещал заплатить всей электрической энергии на один месяц. А в другой стороны, люди согласились участвовать только ради интереса. Например, человек возводил дома «установка» ненужных и очень радовался, что теперь есть возможность всем смотреть.

— В фестивале участвуют коммуналки «традиционных» коридорного типа, с множеством комнат? Или маленькие, 2-3 номера?

— Опять же, по-разному. Есть три коммунальных, в котором живут только три человека. И есть большой, в дом, где жила Елена Образцова, Маяковского, 38. Там просто бесконечный коридор и номера — более десятка.

— Не боитесь, что из квартиры выходит местный алкоголик, который не смогли договориться, и все испортить?

— Нет, конечно, не испортить. Все договоренности железа. Изначально мы действительно планировали пригласить людей в гости и показать им, коммунального жизнь, соседей по квартире. Но затем, по причинам, о которых вы говорите, я решил, что все договоренности должны быть очень мощными. Для того, чтобы сварливая соседка появилась именно тогда, когда нужно, не раньше и не позже… В следующем этапе обсуждения все превратилось уже в нечто большее, чем просто экскурсии, в масштабный спектакль с участием многих творческих людей.

— Что предлагается для гостей фестиваля, помимо наблюдения за коммунальные жизни?

— Когда мы поняли, что мы будем делать фестиваль в реальных коммунальных квартир, оказалось, что есть еще большое количество контента, который мы решили посмотреть еще одну, уже «не настоящий» игровой площадке. Например, не все коммуналкам можно провести такую экскурсию, чтобы рассказать подробности из повседневной жизни в течение нескольких десятилетий. Квартира выглядит по-другому. И, к сожалению, каждый, не тратить все желающие. Мы даже приняли решение ограничить участие квартиры 30 гостей.

В конце концов я сделал на fix играть на Кронверкской улице в фотолофте «Маяк» день музея коммунального быта. Там желающие смогут пожарить корюшку — традиционную питерскую рыбу, собрать самогонный аппарат. Мы создали огромный общая кухня, квартира с множеством плит и газовых колонок. Наши друзья артисты представят там экспозицию. Там, также, известный писатель и эксперт в городе Илья Стогов будет читать лекции о том, как из питерских коммуналок вышел underground. Желающие смогут увидеть фильм Франческо Криваро и Елена Александрова «Эпоха коммуналок», вечером будет концерт.

— Как вы думаете, будет пользоваться популярностью ваш фестиваль?

— Мы ожидаем, что она заинтересует людей, потому что так и не были проведены. И, например, художников, которые участвуют в ней, вы сможете совместить приятное с полезным и посмотреть на то, как люди реагируют на них, чтобы узнать что-то новое о своей целевой аудитории.