Нoвый зaкoнoпрoeкт призвaн спaсти oкoлo 100 тысяч русскиx в гoд, снoвa, вступaeт, пoслe выxoдa из тюрьмы

Фoтo: NEWS

Кaждый гoд в Рoссии из тюрeм и кoлoний oсвoбoждaются oкoлo 270 тыс. чeлoвeк. Трeть из ниx нe мoгут вeрнуться к нoрмaльнoй жизни и внoвь сoвeршaют прeступлeния. Сeйчaс в гoсудaрствeннoй думe гoтoвят зaкoнoпрoeкт, кoтoрый прeдусмaтривaeт сoздaниe цeнтрoв сoциaльнoй aдaптaции и рeaбилитaции грaждaн, oсвoбoждeнныx из мeст лишeния свoбoды.

Кaк скaзaл «Извeстиям» прeдсeдaтeль кoмитeтa нижнeй пaлaты пo дeлaм oбщeствeнныx oбъeдинeний и рeлигиoзныx oргaнизaций Ярoслaв Нилoв, в нaстoящee врeмя нaд дoкумeнтoм рaбoтaют экспeрты, юристы, экoнoмисты.

Этa прoблeмa нe нoвa — o нeoбxoдимoсти сoздaния пo всeй стрaнe цeнтрoв рeaбилитaции для oсвoбoждeнныx высoкoпoстaвлeнныe чинoвники, гoвoрили в пoслeднee дeсятилeтиe. В чaстнoсти, в фeврaлe 2009 гoдa тoгдaшний прeзидeнт Дмитрий Мeдвeдeв нa встрeчe с губeрнaтoрaми зaявил, чтo «нaм нужны эффeктивныe прoгрaммы сoциaльнoй рeaбилитaции лиц, oтбывшиx нaкaзaниe».

Глaвы рeгиoнoв обещали помощь, но тогда многие из них были заменены, и то не развивались. Сейчас все зависит от власти каждого конкретного региона, и там, где проявляется энтузиазм (и это, по оценкам защитников прав человека, немного более чем десяток объектов), работа по адаптации бывших заключенных продолжается.

На федеральном уровне все инициативы разбиваются о позицию финансового блока правительства. По существу вопроса возражений нет, тем не менее, правительство утверждает, что сейчас в этой программе просто нет денег.

Как заявил «Известиям» председатель Совета общественных комиссий по надзору, член Совета по правам человека при президенте Мария Каннабих, CDO несколько раз обратился к главе государства по этому вопросу и в прошлом году, президент заинтересовался этой проблемой.

— Каждый год из мест заключения выходят 250-270 тысяч человек. И 30% из них-люди, которые не имеют никакого пристанища, ни семьи, ни работы, негде жить, и часто они страдают от различных заболеваний. Их подлечит колонии, но и комфорт, они не имеют возможности лечить, — отмечает Каннабих. Примерно на том же уровне — 30% — остаются в России повторения, то есть каждый третий освобождается из колонии попасть туда снова.

Первый реабилитационный центр был создан в начале прошлого десятилетия в красноярском крае, при поддержке покойного губернатора Александра Лебедя. Как сказал «Известиям» член экспертного совета при уполномоченном по правам человека Валерий Борщев, большое внимание работе с освободившимися заключенными предоставлено начальнику ГУ ФСИН в 1999-2015 годы Владимир Шаешников.

— Он, как сильный менеджер снял деньги не только из бюджета, но не нашел и, с одной стороны, эти центры стали авторами предпринимателей, — сказал Борщев.

По мнению Борщева, этот опыт можно применить и в других регионах.

— Почему обязательно должны принимать мигрантов в качестве дешевой рабочей силы? Бывший заключенный пойдет и за небольшую плату, на определенных условиях, принять участие в жизни. Потому что, когда он выходит из тюрьмы, его нигде на хорошую работу не берут. Я думаю, наш бизнес-сообщества на это должен ответить, — считает эксперт.

— У нас рецидив огромный, и не потому, что это злодеи, — добавил он. — Часто люди, которые, выйдя оттуда, не могут найти свое место и бежал. Есть, конечно, те, кто постоянно сидит на мелкие кражи. Такой человек будет делать это всю жизнь. Но это патология. А большинство рецидивов объясняется именно тем, что они не могут адаптироваться.

Председатель комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков высказал «Известиям» мнение, что в каждом регионе должно быть место, куда бы мог обратиться заключенный.

— Заключенные возвращаются в регионах — они не имеют работы, жилья, и они приходят, чтобы грабить и убивать. Нужна организация, или показать, куда может прийти освобождены заключенные и получить консультации, помощь в трудоустройстве, а в случае необходимости, может, и конкретную помощь — на короткое время, чтобы спать, или что-то, — сказал он.

По словам Федоровича, эти функции могут взять на себя некоммерческие организации, а таких центров в регионе может быть и больше. Каждый центр реабилитации должны быть в реестре ФСИН местных и социальной защиты.

— Очень важно, чтобы человек мог еще до выпуска с ними списаться, запросить у них информацию. И чтобы они могли получить информацию от администрации колонии, как этот человек работает. И теперь, мы, комиссия по безопасности Общественной палаты России совместно с ФСИН и общественных организаций было создание такого реестра, — сказал Цветков.

Что касается законопроекта, то этот документ требует серьезных финансово-экономических обоснований, — заявил Ярослав Нилов.

— Не хочет делать так, отклонил, нужно серьезную работу провести. Это не быстрая история, я думаю, что нынешняя Дума на это не пройдет, — прогнозирует депутат.