Бессменный лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков вдвое перевыполнил план по сбору средств на запись нового альбома. Необходимые 3 млн рублей были собраны на краундфандинговой платформе «Планета» чуть более чем за сутки. А по итогам трех недель сумма пожертвований превысила 6,1 млн рублей.

Обращаясь к поклонникам за финансовой помощью, Гребенщиков отмечал, что в современных реалиях, когда музыка мгновенно и бесплатно распространяется в интернете, музыка «Аквариума» может быть записана только благодаря бескорыстной помощи друзей.

Организаторы сбора обещали различные вознаграждения тем, кто внес более 300 рублей — новые песни в цифровом формате, CD с автографом автора, коллекционные издания и собрания альбомов «Аквариума». Желающих сделать взнос было так много, что по ряду позиций был анонсирован дополнительный тираж, а стоимость тридцати альбомов в одной коробке с автографом Бориса Гребенщикова увеличили с 20 до 30 тысяч рублей. Музыкант через Facebook поблагодарил всех откликнувшихся на призыв и заверил, что работа над альбомом уже идет.

Posted by Boris Grebenshikov on 19 сентября 2015 г.

Стоит отметить, успех предприятия вызвал ряд критических выпадов в адрес «Аквариума». Так, например, бывший главный редактор «Афиши» Александр Горбачев в Facebook задался вопросом — зачем Гребенщикову три миллиона рублей?

«Он вроде довольно много гастролирует в разных составах и, надеюсь, получает за это адекватные статусу деньги; альбомы его, я думаю, тоже продаются лучше, чем у многих, хоть это и не проверить никак. Зачем тогда нужен краудфандинг, если раньше для записи альбомов его вроде как не требовалось? Как он вписывается в экономику группы? И почему бы это конкретно не объяснить, что, в принципе, предполагается этикой краундфандинга?» — высказал недоумение журналист.

Вместо музыкантов на вопрос решил ответить один из «отцов Рунета» Антон Носик. Он напомнил, что «сотням миллионов людей во всем мире удобней сегодня потреблять музыку в цифровом виде, чем покупать в магазинах CD или винил. А основным форматом цифрового потребления в современном мире является бесплатное скачивание или стриминг, с которого музыканты в большинстве случаев получают х целых х десятых вознаграждения». И это «не хорошо и не плохо, это просто такой непреложный медицинский факт, с которым приходится считаться при записи музыкальных альбомов в цифровую эпоху».

«С учетом этого факта выпуск большинства альбомов не может сегодня окупиться их продажей, будь то в физическом или цифровом виде, за единичным исключением первых трех строчек в национальном рейтинге самой попсовой попсы. То есть в нашем случае — Стаса Михайлова, Елены Ваенги и Григория Лепса. Дремучесть их целевой аудитории, не слыхавшей о цифровом формате, возможно, позволяет окупить запись физических альбомов их коммерческой продажей. Быть может, они и на iTunes неплохо капусту рубят. Но уже какая-нибудь Земфира без спонсорской поддержки записать свой альбом «Спасибо» не смогла бы. Потому что, при всей огромной популярности певицы, собирающей полный стадион на каждом московском концерте, ее слушателям некуда вставить CD (гусары, молчать). А на отчисления от прослушивания музыки во «ВКонтакте» ей не записать и одной песни, не говоря уже о целом альбоме», — уверен Носик.

Но, отмечает блоггер, нет худа без добра: на каждый миллион скачавших аудиофайл бесплатно приходится тысяча-другая людей, готовых добровольно поддержать рублем любимый музыкальный коллектив — и гордящихся возможностью инвестировать в продолжение его студийной работы. Комиссия «Планеты», подчеркивает Носик, известна заранее — это 10% от суммы, если сбор был закрыт успешно.

Напомним, Борис Гребенщиков объявил о фактическим исчезновении авторского права на музыку еще пять лет назад, связав это явление с появлением интернета и растущей бесполезностью рекорд-лейблов.

«Если я хочу заработать деньги, я должен идти и их зарабатывать. А то, что я написал что-то или что-то сделал, — так это моя привилегия; привилегия того, что я могу себе позволить делать это ради собственного удовольствия. И брать за это деньги мне никак не хочется. Если люди готовы платить — пожалуйста. Если не готовы — они могут брать это даром. Философия «бесплатно только птички поют» — признак такой сердечной нищеты, что становится ужасно обидно за людей, ее исповедующих», — пояснил музыкант.

Гребенщиков родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года. Музыкант и поэт, он является одним из «отцов-основателей» советской рок-музыки и культовой фигурой молодежной культуры на протяжении последних 30 лет. В 1982 году осуществил продюсирование первого альбома группы «Кино» — «45». Снимался в кинофильмах, среди которых «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Нежный возраст» Сергея Соловьева, «Два капитана — 2″ Сергея Дебижева, «Рок» Алексея Учителя и другие. Состав участников созданной им группы «Аквариум» за более чем 30 лет существования неоднократно менялся, и только Гребенщиков остается бессменным лидером коллектива с самого момента основания в 1972 году. На счету «Аквариума» четыре десятка альбомов, а также участие в других проектах.