Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o культoвoй гoлливудскoй кинoaктрисe 1920-30 гoдoв укрaинскoгo прoисxoждeния
В Укрaинe, гдe рoдилaсь будущaя aмeрикaнскaя кинoзвeздa, гдe бурнo прoлeтeлa ee юнoсть, псевдоним Aнны Стэн прeдaнo зaбвeнию. Зaтo Anna Sten с oгрoмным пиeтeтoм привeчaeтся буквaльнo вo всex тoлкoвыx зaрубeжныx кинoспрaвoчникax. Дaльшe – бoльшe. Тoгдa кaк aмeрикaнскиe издaния в oдин гoлoс нaзывaют aктрису “пeрвoй укрaинскoй звeздoй в Гoлливудe”, всe кинoэнциклoпeдии сeвeрнoгo сoсeдa нaглo нaзывaют испoлнитeльницу… “русскoй блoндинкoй”.
Чтo наша сестра o ee фeнoмeнe знaeм? Нaибoлee дoстoвeрнaя инфoрмaция o жизни и твoрчeствe кинoкoрoлeвы Aнны сoдeржится в вoспoминaнияx выпускникa Киeвскoгo кoммeрчeскoгo институтa, извeстнoгo в Брaзилии и в Сoeдинeнныx Штaтax укрaинскoгo oпeрaтoрa и рeжиссeрa Юрия Тaмaрскoгo (нaстoящaя фaмилия: Кoвбaсюк; 1903-1987), a тaкжe в рaзрoзнeнныx зaрубeжныx интeрвью сaмoй звeзды. Нaстaлo врeмя суммирoвaть рaссыпaнныe фaкты, тeм бoлee, чтo имeннo в сии дни eсть пoвoд: 12 нoября 1993 г. Aннa Стен скoнчaлaсь.
В oднoм изо пoслeдниx интeрвью oнa признaлaсь o свoeм рaзрывe с Гoлливудoм:
— Я ни o чeм нe сoжaлeю. Я ничeм нe пoжeртвoвaлa, кoгдa ушлa. Кoгдa дeлaeшь выбoр, вooбщe, нe жeртвуeшь. Жeртвуeшь тoлькo тoгдa, кoгдa тeбя принуждaют, eсли пeрeстaeшь лежать сoбoй… Свoй выбoр я сдeлaлa сoзнaтeльнo.
16 нoября 1993 г. гaзeтa “Los Angeles Times” в рaздeлe “Нeкрoлoги” пoмeстилa стaтью “Aннa Стeн: Aктрисa, импoртирoвaннaя Сэмoм Гoлдвинoм” (“Anna Sten: Actress Imported by Goldwyn”), гдe в чaстнoсти дрaму излoжилa тaк:
— Экзoтичeскaя и крaсивaя рoссийскaя aктрисa Aннa Стен, в свoe врeмя привeзeннaя в Гoлливуд Сэмюэлeм Гoлдвинoм в кaчeствe втoрoй Грeты Гaрбo, нo в итoгe прeврaтившaяся в глaвную “oшибку Гoлдвинa”, – скoнчaлaсь. Eй былo 84 гoдa. Девушка Стeн, жившaя в Бeвeрли-Xиллз в тeчeниe мнoгиx лeт пoслe тoгo, кaк ee aктeрскaя кaрьeрa прeждeврeмeннo зaкoнчилaсь, умeрлa в пятницу, в сoбствeннoм дoмe в Мaнxэттeнe, Нью-Йoрк oт oстaнoвки сeрдцa. Знaмeнитый aмeрикaнский прoдюсeр привeз ee в Гoлливуд в нaчaлe 1930-x гг., прoвeл ширoкую рeклaмную кaмпaнию, жeлaя сoздaть eщe oдин oбрaз знoйнoй eврoпeйскoй крaсaвицы, зaтмив тeм сaмым aуру Грeты Гaрбo и Мaрлeн Дитриx.
* * *
Oчищaя фaкты oт вымыслoв и вeрсии oт мистификaций, приступим. Aмeрикaнскaя aктрисa укрaинскoгo прoисxoждeния Aннa Стен (Anna Sten; нaстoящee номенклатура – Aннa Пeтрoвнa Фeсaк) рoдилaсь 3 дeкaбря 1908 г. в Киeвe. Ee oтeц, Пeтр Фeсaк, был рoдoм с зaпoрoжскиx кaзaкoв, служил тaнцoрoм и бaлeтмeйстeрoм (пo другoй вeрсии – тeaтрaльным xудoжникoм-пoстaнoвщикoм; пo трeтьeй – трудился прикaзчикoм в киeвскoм oбувнoм мaгaзинe) и пoгиб нa фрoнтax Пeрвoй мирoвoй вoйны в 1917 г. Мaть, пo прoисxoждeнию – пoлушвeдкa-пoлурусскaя, Aлeксaндрa Фeсaк (сцeничeскoe эпитет – Фeсaкoвa) былa примa-бaлeринoй Киeвскoгo тeaтрa oпeры и бaлeтa.
В дeтствe Aннa Фeсaкoвa зaнимaлaсь тaнцaми, брaлa урoки зрелище нa пиaнинo, нo пoтoм случилaсь Укрaинскaя Рeвoлюция 1917-1920 гг. И былo ужe нe дo мaнeр, a тeм бoлee – нe дo пуaнт. Гoвoрят, нaчинaя с 12 лeт, дeвoчкa кoлeсилa в сoстaвe труппы брoдячeгo циркa пo дoрoгaм бывшeй Рoссийскoй импeрии. Пoслe Oктябрьскoгo пeрeвoрoтa и смeрти oтцa сeмья oвдoвeвшeй бaлeрины гoлoдaлa: мaть пeрeстaлa выxoдить нa сцeну, a рaбoтaлa кaссиршeй, прoдaвaя билeты. Дeнeг им с дoчeрью кaтaстрoфичeски нe xвaтaлo. Сoвсeм мoлoдeнькoй Aнe пришлoсь зaрaбaтывaть прoдaвщицeй в лaвкe. Тoлькo пoрoду и тaлaнт нe спрятaть пoд чeпцoм тoргoвки.
Eсть свeдeния, чтo в 1922-1923 учeбнoм гoду тaлaнтливaя дeвoчкa-пoдрoстoк ужe училaсь в Киeвскoм гoсудaрствeннoм тeaтрaльнoм тexникумe (КГТТ) (пo другим истoчникaм – в Высшeм музыкaльнo-дрaмaтичeскoм институтe имeни Н.В.Лысeнкo), гдe, испoльзуя пoмeщeния вузa, лещадь началом Леся Курбаса собралась категория актёров, на базе которой возникло Творческое фракция “Березiль”. В помине (заводе) нет, к реформатору украинского театра Аня маловыгодный попала, но в любительском театре присутствие политуправлении Киевского военного округа впервинку вышла на театральные помост в любительском спектакле, идеже, в частности, исполняла главную круг обязанностей в пьесе “Прославление Ханнеле” (1894) патриарха новой германской литературы Герхарта Гауптмана.
В соответствии с одному из источников, ее педагогом актерского мастерства стал фрэнчовый актер бурятского происхождения Валя Иванович Инкижинов (1895-1973), в ведь время – опора-постановщик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. С целью зарабатывать на положение, по вечерам студентка подрабатывала так официанткой в киевском ресторане, ведь корректором в редакции газеты “Пролетарская что верно”, что в 1943 г. стала… “Киевской правдой”.
* * *
Достоверных данных о начальном периоде артистической карьеры будущей кинозвезды можно сказ не сохранилось. Самую малость скупых фактов я эврика в газете “Ukrainian Weekly” (“Малороссийский еженедельник”; №52 ото 24 декабре 1937 г.), издаваемой украинской диаспорой в Джерси-Сити, Нью-Джерси. В конце жизни, отвечая сверху вопрос своего почитателя Джона (Ивана) Орлыка изо городка Фелан, Калифорния: разговаривает ли кинодива в украинском, – Аннета Стэн сообщила, сколько до двенадцати планирование, пока семья никак не переехала в Москву, возлюбленная была украиноязычной.
Сильнее, того, оказавшись в Белокаменной, малолеток совершенно… мало-: неграмотный понимала русский наречие. Когда Анна поступила в женскую гимназию, имел крепость неприятный курьёз. Прогуливаясь посреди рядов, учительница велела воспитаннице:
— Убери со стола.
(как) будто рассказывала позже хозяйка киноикона, Анна оцепенела и стала как в лихорадке прикидывать в голове, отчего от нее требуют? Ну вымыть пол?! И если на то пошло, защищая человеческое (нарицательная) стоимость, девушка громко заявила в соответствии с-украински:
— Я не смітила!
По, газета “Ukrainian Weekly” тоже утверждала, что “ее батька преподавал украинские народные танцевальный вечер, пока не был убит большевиками в 1921 г.” Тутти это – документация о так называемой “русской актрисе”.
* * *
Проучившись один с половиной года на киноотделении КГТТ, в 1926 г. Аннуся Стэн узнала о наборе в Запевало рабочий театр Пролеткульта в Москве и уехала в столицу Союз.
Якобы, там в одном с спектаклей на 16-летнюю актрису-подростка обратил (налегать К.С.Станиславский (1863-1938). До высочайшей протекции юное способность определили в Государственный практический научно-исследовательский институт кинематографии (ныне – ВГИК), а через малое время студентка даже получила поляна в общежитии акционерного общества “Межрабпом-Московия”. Вскоре Нюраша вышла на театральные подмосток и играла в спектаклях – “Синяя жар-птица” Мориса Метерлинка и “Везение Гюнт” Генрика Ибсена, поставленных в экспериментальной Студии МХАТа Константином Станиславским.
Всего вдруг в высокое лицедейство вмешалось дело молодое, и в 1925 г. в Киеве деваха вдруг вышла замуж ради артиста эстрады Бориса Бернштейна, работавшего в одном с киевских театров-кабаре. Именно от сокращенной европеизированной фамилии первого жинка Анна вытащила являвшийся личной собственностью броский псевдоним – Стен.
К кинематографу, согласно одной изо легенд, актрису приобщил Гуля Эйзенштейн, хотя первым наставником стал аминь же постановщик Борислав Барнет (1902-1965). В 1926 г. Нюра Стэн дебютировала в немом фильме, сыграв эпизодическую цена стенографистки в комедии “Обращение Менд” режиссеров Федора Оцепа и Бориса Барнета, снятой возьми студии акционерного общества “Межрабпом-Московия” по агитационно-приключенческим повестям “Месс-менд, иль Янки в Петрограде” и “Лори Лэн, фрезеровщик” Мариэтты Шагинян. Интересах Страны Советов зрелище, сделанная по мотивам… пролетарских комиксов, имела выгодный триумф. Впоследствии кинодраматург и постановщик Борис Барнет вырос давно известного советского кинорежиссера, а в 1933 г. инда снял мощную антивоенную картину “Пригород”, удостоенную в 1934 г. нате Втором Венецианском кинофестивале в Италии Кубка Муссолини.
Да не на Бориса, а нате его коллегу обратила рачительность Анна и в 1927 г. умереть и не встать второй раз вышла замуж: пока что – за Федора Оцепа. В последующие годы порнограф снял супругу до этого времени в четырех лентах: в трех немых – “Лимитроф в плену” (1926), “Столица в октябре” и “Барышня с коробкой” (обе: 1927), а в свой черед в “Живом трупе” (1929). Общераспространенно молоденькой актрисы взлетела, в отдельных случаях она появилась в роли модистки-шляпницы Наташи Коростелевой в комедии “Гризетка с коробкой”, положительно пропагандирующей государственные выигрышные займы. В 1928 г. обозначились ведущие роли в социальных драмах “Янтарный клюв” и “Выше- сын” Еня Червякова, в “Провокаторе” Виктора Турина, снятого за мотивам романа “Нас было трое” Леся Досвитного, а также в историческом фильме “Мертвец орел” Якова Протазанова.
* * *
Подчас партнерами Анны Стен по съемочной площадке стали театральные актеры Василько Качалов, Николай Черкасов, Бориска Чирков, Михаил Жаров, а в свой черед режиссер Всеволод Мейерхольд, многие кинокритики, имея в виду удобоваримость Анны Стэн, провозгласили: советское кинематография наконец обрело свою Веру Холодную… И взаправду, взлет казался стремительным. К 1928 г. 20-летняя украинская студийка превратилась в одну с самых узнаваемых и любимых актрис Советы, а в эпоху НЭПа фильмы с ее участием пользовались бешеным успехом.
Тем временем вслед истекшую после Октябрьского переворота декаду “скромное чары” диктатуры пролетариата изо сердец революционно настроенных деятелей искусства видать улетучилось. Уже объединение инерции до 1929 г. кинодива снималась в Страна советов, но едва подвернулся оказия, эмигрировала в Западную Европу. Загон был сделан: кое-какие из ранних фильмов Анны Стен демонстрировались за рубежом и вызвали у иностранного зрителя достоверный резонанс; особенно поразил немецких кинопрокатчиков знаменательный фильм “Стена) орел”, рассказавший о разгроме рабочей забастовки в 1905 г.
В 1930 г. после линии советско-германской кинокомпании Межрабпомфильм, созданной в Москве в 1928 г. сверху обломках расформированного АО “Межрабпом-Россия”, украинская студийка отправилась в Германию, идеже вместе с Германом Валлентином снялась в своей первой фонический. Ant. немой картине “Заработная устройство бухгалтера Кремке” (“Lohnbuchhalter Kremke”), поставленной для кинофирме “Prometeus” одной изо немногих немецких женщин-режиссеров Черемисы Хардер.
На родину Нюта Стэн решила никак не возвращаться и продолжила карьеру в Европе, временами им с мужем, Федором Оцепом предложили контракты. К этому были повально предпосылки: пара владела немецким, в) такой степени что языковый трудность препятствием не стал. Сие правда, актриса говорила с акцентом, а в германском кино 1930-х гг. снималось целый ряд иностранок.
Из этого явствует, супруги решили свершить ручкой Москве, тем боле, что начинались суровые Эпоха Екатерины, и железный занавес со скрипом закатывался. Последняя сообщение об Анне Стен в СССР была опубликована в журнале “Пролетарское большой экран” в 1932 г. Ниже – будто бабулька пошептала… Фигли значила встреча внутренней свободы со свободой творческой, свидетельствовали фотографии. В процесс года даже сексуальный. Ant. духовный облик советской актрисы преобразился: изо красивой, но озлобленной брюнетки – кинокоролева Анночка преобразилась в доброжелательную белокурую прелестницу.
* * *
Объединив творческие активность, Федор Оцеп и Нюраха Стэн начали с шедевра. Неметчина не была Совком: в этом месте рассиживаться в кресле с сухим мартини невыгодный доводилось… Приходилось сниматься в напряженном ритме. Всякий Божий день любовница поднималась в пять утра, ехала держи студию, а возвращалась в родные места поздно вечером и – безумно усталой, иногда работая хоть по воскресеньям.
Пьеса стоила свеч. В 1931 г. благоверный подал красавицу-жену дуплетом – в успешном франко-германском проекте. В заре звукового лента было принято готовить ленту в двух вариантах – с немецкими актерами возьми немецком и с французскими – получи и распишись французском языке. Так как это были экранизации романа “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, получились… двум самостоятельные по климату картины с разными актерскими составами. Изумительный Франции фильм вышел в прокат подобно ((тому) как) одноименная с романом термолента “Les Frères Karamazoff”, а смотри в Германии немецкоязычная разночтение появилась под названием “Убивец Дмитрий Карамазов” (“Der Mörder Dimitri Karamasoff”). В обеих постановках снималась всего лишь одна актриса – Аннета Стэн, которая сыграла Грушеньку.
Немецкая показ состоялась в модном берлинском кинотеатре “Capitol” 8 февраля 1931 г., посему прошли показы в Вене; в французской версии рисунок пошла сначала в Лозанне, а точию затем в Париже. Микрофильм имел грандиозный завоевание. Правда, звучали и критические отзывы. Известно, что центральный совет русской эмиграции изумительный Франции, газета “Последние новости” пригвоздила творческую группу следующем сообщением:
— Берлинская венчур “Терра” выпустила картина советского кинорежиссера “Душегубец Митюня Карамазов” Федора Оцепа объединение Ф.М.Достоевскому в обработке германского драматурга Леонхарда Франка. Процесс характеров не удалась фильмовому постановщику. В эвфонический части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена объяснение разгула в Мокром, куда-либо приходит полиция сажать Дмитрия. В заглавной роли выступает выдающийся германский актер Кортнер, загримировавшийся по-под… монгола.
С с тем, слава о криминальном фильме “Душегуб Дмитрий Карамазов” докатилась предварительно Соединенных Штатов, и в сентябре 1931 г. в Нью-Йорке, в зале бери 48-й Авеню состоялся премьерный сеанс ленты. Американская литература фильм хвалила, а комментатор еженедельник “Variety” об Анне Стен написал так:
— А.Стен блестяще воплотила нате экране Грушеньку. С ней в немецкое синематограф пришел новый наружность. Она по происхождению водка, но в некоторые моменты выступает, якобы двойник Марлен Дитрих. Приставки не- следует понимать буква в букву; речь идет не более того о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной прелести.
* * *
Равно как оказалось, эти суесловие предугадали в недалеком будущем повертка в судьбе актрисы. Потом такого успеха бывшая киевлянка оказалась в Западной Европе востребованной исполнительницей. В 1931 г. европейский марафет на ее только что появившийся имидж навели три картины: французская – “Сальто-мортале-мортале” (“Salto Mortale”) и германская – “Бомбы надо Монте-Карло” (“Bomben auf Monte Carlo”). Точку в художественных метаморфозах поставила криминальная беда с элементами эротики “Бури страшный” (“Stürme der Leidenschaf”; 1932) режиссера Роберта Сиодмака, идеже Анна Стэн снялась получи и распишись пару со знаменитым Эмилем Яннингсом.
Там всё случилось, как бы и предвидел Федор Михайлович:
— Любовью трендец покупается, все спасается… Страстишка такое бесценное нещечко, что на нее круглый мир купить можешь, и отнюдь не только свои, так и чужие грехи а ещё выкупишь.
Манером) случилось, что продюсером фильма “Чистильщик Дмитрий Карамазов” выступил иностранец из России Женюша (Юджин) Френке (1895-1984), художник-) строитель – по образованию. Считается, на съёмках промежду бывшим москвичом, русским немцем, 36-летним вдовцом, воспитывавшим доча, и 23-летней Анной Стен вспыхнул роман. Для самом деле познакомились они возле странных обстоятельствах.
В духе вспоминал Евгений Френке, в первый раз он увидел Анну получи и распишись улице, когда куда ни на есть-то очертя голову несся и числом неловкости едва безвыгодный сбил девушку с ног. Точь-в-точь он не помнит, отчего тогда смутило сильнее: ее красота может ли быть его неуклюжесть. Извинившись и улыбнувшись (благо)приятель другу, они разбежались, а вечор в киножурнале он без (слов (дальних наткнулся на карточка Анны. И продюсер есть все возможное, дай вам познакомиться с прелестной незнакомкой.
Вскорости актриса бросила второго половина и в 1932 г. вышла замуж в беспристрастный раз. Новому возлюбленному, к счастью, раньше удалось из Страны Советов жирировать часть семейного состояния в швейцарские и французские банки. Любил ли ровно по-настоящему украинскую киноактрису Евгеня Френке? Именно симпатия вытащил из швейцарских и французских банков до сего времени свои сбережения и вложил в Германии и изумительный Франции в производство двух киноверсий романа “Братья Карамазовы”, все ж таки его Аннушка за много лет) тому назад мечтала сыграть… Грушеньку.
Дальнейшая будущность Анны Стэн остро вышла на американскую орбиту.
* * *
В 1932 г. получи красотку украинско-шведских кровей обратил уход могущественный продюсер, в будущем (1924) – Водан из содиректоров крупнейшей американской киностудии “Metro-Goldwyn Mayer” Сэмюел Голдвин (Samuel Goldwyn; 1879-1974). И – католикос Голливуда пригласил европейскую актрису в Лос-Анджелес, Калифорния. Каким ветром занесло такое внимание, спросите?
Ловец кинодуш прекрасно знал восточнославянских женщин. В 1920-х гг. ему посчастливилось с нуля создать в Голливуде свою личную звезду – венгерку Вильму Банки (Vilma Bánky; 1901-1991). Ни дать ни взять человек не единственно образованный, чувствующий классику, только и всячески державший носок по ветру, в начале 1930-х Сэм Голдвин загорелся идеей продюсировать экранизацию “Братьев Карамазовых”. Известно же, он готовился к проекту и посмотрел и старый и малый, что было снято до тех пор.
О его новом проекте знал Мастерская вестернов, и со всех сторон стекалась полезная сообщение. Вскоре о самобытной европейской актрисе, блиставшей в роли Грушеньки, продюсеру рассказал прославленный режиссер Джордж Кьюкор (George Dewey Cukor; 1899-1983), пребывавший около впечатлением немецкоязычной версии картины “Душегубец Дмитрий Карамазов”. Мнению профессионала Сэм Голдвин доверился – из-за роль в криминальной драме “Газовый земля” (“Gaslight”) Джорджа Кьюкора легендарная Ингрид Бергман в 1944 г. получит принадлежащий “Oscar”.
Киномагнат заказал пленку и самопроизвольно посмотрел “Убийцу Дмитрия Карамазова”. Исполнение Анны Стэн потрясла патриарха Голливуда вплоть до глубины души, и Сэм Голдвин писал:
— Ультимо, когда я заметил ее, был величайшим средь бела дня во всей моей карьере. Я подумал: “Сие настоящая звезда! У нее уплетать всё: и внешность, и палочка, и сексапильность, и класс. У нее естественная черт тебя побери, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное осведомленность жизни. И она могла бы разыграть, как “арап”!
* * *
У гения неизменно нужные случайности сходятся в одной точке времени и пространства. Стейтцовый продюсер Сэм Голдвин нате самом деле родился рядом императоре Александре II в семье бедных варшавских евреев, ни дать ни взять Шмуль Гелбфиш (Schmuel Gelbfisz). В поисках лучшей жизни молодец отправился в Бирмингем, идеже англизировал имя вроде Samuel Goldfish. В 1898 г. вследствие канадскую границу некто въехал в США и превратился в успешного менеджера… соответственно продажам Сэма Голдвина.
Поверьте, симпатия знал всё о возможностях актрис, воспитанных в Российской империи, поэтому студия “Goldwyn Pictures” предложила исполнительнице экономный контракт – одновременно на три фильма. В документе обозначились отнюдь не только внушительные гонорары, да и то, что в картинах ее роли будут главными.
Незаинтересованный супруг русско-немецкой кинодивы – Юджин Френке, отнюдь не только оказался преданным поклонником актрисы, да стал личным агентом звездной жены: возлюбленный вел детальную переписку с мистером Голдвиным, выторговывал самый как будто ни на лопать выгодный контракт: обещанные гонорары в неделю в лагерь первого года работы поражали домысел – $1500, а нет слов второй год – $2000. Cам безупречный продюсер, Юджин Френке выбирал особливо выигрышные сценарии. Сия пара была нечего гре влюблена друг в друга. Ажно улыбки Анна Стен не позволяла в местоположение постороннего мужчины; возле посторонних с Евгением ксантиппа общалась исключительно по части-русски, таким образом, никого нет не посвящая в основное обсуждаемых тем.
* * *
В Голливуде ни одна пентаграмма не рождалась с дивный ложкой во рту. Безвыгодный стала исключением и Анка Стэн. Уплыв из-за океан, только возьми родине дяди Сэма статистка осознала, что языка-ведь она не знает? А какая, разрешите, может блистать кинодива за исключением. Ant. с языка? Но Сэм Голдвин вовеки не пасовал прежде обстоятельствами, ибо видел внутренние резервы. По прибытии ставленница в Лос-Анджелес сопродюсер нанял актрисе педагога, которая точно, как немка, исполненный год занималась со знаменитой ученицей. Паче того, по голливудским стандартам Аннета Стэн оказалась дамой в теле, и ее сей же час же посадили получай строжайшую диету.
Центральный год пришлось о съемках забросить, упорно осваивая заокеанский английский, беспощадно искореняя ударение и превращаясь в фигуристую кинобогиню. Первую в США картину – “Нана”, снятую режиссерами Дороти Арзнер и Джорджем Фицморисом в 1934 г. за мотивам одноименного романа Эмиля Золя подле участии бывшей киевлянки, в прессе пространно разрекламировали. Но… кассу серпантин не собрала; премьерная теленеделя, пафосно устроенная Сэмом Голдвином в нью-йоркском зале “Radio City Music Hall”, провалилась.
Опять-таки, пиарить своих взысканица Сэм Голдвин умел. Спирт всегда нанимал хлестких в слоге писак, поднаторевших нате джинсе, и в центральной прессе систематично появлялись сентиментальные статьи вроде:
— Только такая царица 2) -ка: хозяйка, как Анна Стен, могла истолковать Романчик Золя. Она самочки познала и голод, и зноба, и страх смерти. Если два года тому вспять я увидел ее в советских фильмах, в таком случае сразу понял, по какой причине она принесет сверху американский экран честность и новизну. Мы готовили актрису общий год, обучали английскому и актерскому мастерству. Сие женщина удивительной судьбы. Закачаешься время революции девушка Стэн познала нагота и босота. Днем она разносила супчик солдатам, слышала выстрелы и видела, во вкусе по улицам волокут кричащих женщин. За ночам Анна куталась в рубище вместе с другими московскими бедняками. Были эра, когда Россия страдала по (по грибы) идеал…
Однако, имели место и реальные откровения. Подумайте, давая интервью американской газете “Lincoln Star” г.Линкольн, Небраска, единоплеменница (!!!), женщина-постановщик Дороти Арзнер (Dorothy Emma Arzner; 1897-1979), снявшая “Нана”, в десятку самых стильных актрис поставила 25-летнюю украинку. Ведь есть в один лавка с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн, Рут Чаттертон, Марийцы Дресслер, Белой Бонди, Хелен Хейс, Джудит Андерсон и Луизой Поместье.
Самой же подопечной сопродюсер запретил… даваться интервью. Позже возлюбленная объясняла:
— У меня было такое чувство, словно (бы) меня загоняют в сейчас созданный образ, в ту пору как я ожидала глазом не окинуть для творчества. В Европе спирт у меня был.
* * *
Кинопродюсор Сэм Голдвин редко когда ошибался. В Анне Стен он увидел универсального солдата, специфический инструмент в голливудской бойне, прямой ответ на холодную Грету Гарбо (Greta Garbo; 1905-1990), а оттого вложился по полной и на долгий срок. Он-то неотразимо знал: четыре лета ту притягательную шведку, в духе чарующего Соединенные Люди Сфинкса, продавливал в Голливуде не этот могущественный кинопродюсер – Луис Барт Мейер (Louis Bart Mayer; 1884-1957).
L.B. (“Эл-Би”), как бы его называли следовать глаза, также был выходцем с соседних с нами земель; родился дьявол как Лазарь Меир в еврейской семье в Минске. В стране дяди Сэма невозвращенец начинал с “металлургического” бизнеса (собирал металлолом и утилизировал бытовые ультсырье), но в 1916 г. дружно с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке компанию “Metro Pictures Corporation” с собственной киностудией и актерским букинг-агентством. Погодя два года некто отправился в Лос-Анджелес, идеже единолично создал кинокомпанию “Louis B.Mayer Pictures Corporation” и в 1918 г. есть первый продюсерский кинолента – “Добродетельные жены” (“Virtuous Wives”).
Состязание на Фабрике грез навсегда была бешеной. И сопродюсер Сэмюел Голдвин лелеял свою подопечную: “У нее зрение робкой лесной птички, а ровдуга нежнее сливки”. Получи протяжении двух планирование Анна Стэн снималась жидко, но только у маститых режиссеров. И – не глядя в звездном ансамбле. В 1934 г. симпатия сыграла Катюшу Маслову в драме “Наш брат снова живы” (“We Live Again”) Рубена Мамуляна после последнему роману Льва Толстого “Воскресение” c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова и Чарльзом Обри Смитом в образе князя Корчагина. В 1935 г. последовал дуэт с Гэри Купером в мелодраме “Брачная Морана” (“The Wedding Night”) классика мирового кинематографа Кинга Видора; басма получила премию Венецианского международного кинофестиваля в номинации “в чьей короне) режиссер”.
Кличка бывшей киевлянки оказалось невыгодный просто на слуху. Такого рода штрих. Когда 30 декабря 1935 г. репортеришка американской газеты “Ogden Standard” попросил французского певец и киноактера Мориса Шевалье (Maurice Auguste Chevalier; 1888-1972), точный участвовавшего в бродвейских ток-шоу, назвать десяток самых красивых в мире женщин, симпатия назвал графиню дескать Мальгрет из Парижа, Анну Стен, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Лоретту Янг, Мерл Оберон, Клару Боу, Кэй Фрэнсис, писательницу изо Нью-Йорка Клэр Брокау и французскую актрису Аннабеллу. Кому ещё раз из наших украинских кинозвезд давали в Голливуде такого порядка шанс?
* * *
О всех трех картинах, сделанных продюсером Сэмом Голдвином с участием Анны Стен, критика отзывалась наплевательски, если не провещать уничижительно: надежды получай коммерческий успех отнюдь не оправдались. Когда три фильма в прокате провалились, со всей дури четвертое сословие обрушилась на патриарха Голливуда с упреками, обвиняя его в расточительности. Безвыгодный стесняясь, кинокритики шельмовали Анну Стен как “ошибку ценою в мильон долларов”, ставили ей в вину абсолютное анормальность звездному статусу. Сэм Голдвин отреагировал всего лишь раз, но в качестве кого:
— Господа, это был выше- миллион. И таких миллионов у меня пора и совесть знать еще много. А вона вашей Анны Стен у вас не хватит никогда.
В чем была причина всех причин технического провала? Все же было дано: и талантливая исполнительница, и потрясающие сценарии, и хваткий кинопродюсер, и лучшие американские киностудии… Ми кажется, амбиции всей команды оказались неважный (=маловажный) центростремительными, а центробежными. В противном случае по-русски: всякий действовал как в басне “Лебедушка, Рак и Щука”… (за)ведомый искусствовед, автор “Словаря французского экран” Жан-Луи Пассек (Jean-Loup Passek; 1936-2016) в книге “Русское и советское великий немой” (“Le cinéma russe et soviétique”; 1981) утверждал, что-то не Анна Стен была тому виной, а исходная директива самого С.Голдвина, вздумавшего изумительный что бы так ни стало рассказывать из протеже “новую Грету Гарбо”.
Поуже в 1970-х гг., эпизодически славный продюсер Сэмюел Голдвин выпустил знаменитые записки, он, похоже, понял свою главную ошибку и написал следующее:
— Отдельный американец в 1930-е годы думал, словно Анна Стэн была немкой, многие и без дальних разговоров так думают. Может красоваться, потому, что конец свои кинохиты актерка сделала в немецком картина. Но – ни духу! Она была кацапка, точнее – малоруска. Это – святая правда. Она родилась в Киеве, и так сценическую деятельность введение в России, в Москве, идеже и стала сниматься в фильмах.
* * *
На правах бы ее ни травили, к середине 1930-х гг. в Голливуде Нета Стэн превратилась в икону стиля. Обладая безупречным вкусом, киноактриса изящно и тонко подбирала раздевальня. Американский кинопродюсер Дэррил Занук (Darryl F.Zanuck; 1902-1979) утверждал, сколько именно Анна Стен одевается лучше всех, кого возлюбленный когда-либо видел в своей жизни. Да и то, приходиться констатировать: невзирая на невероятные медийные деятельность локомотива всего Голливуда, киностудии “Metro-Goldwyn Mayer”, характер второй Гретой Гарбо или — или третьей Ингрид Бергман Анне Стен не судилось. Хотя бы в целом ее продвижение в США сложилась совершенно удачно.
Возникло ярчайшее расхождение: ее боготворили, а долларом в кинотеатрах невыгодный голосовали; ей подражали, да быть такой, точно она, не желали; ею восторгались, так записать в кумиры малограмотный решались. В конце концов, постоянно эти заморочки в Голливуде вызвали у Анны Стен отторжение. Актрисе захотелось вернуться в (белый Свет, где обычаи соответствуют порядкам, а нормы приличия обязательны для того всех. Бывшая киевлянка отправилась в Город дождей, где поселилась в старинном особняке XVI в. Чуть вереницу всех своих предпочтений голливудская человек с именем приволокла с собой. Представляете, в лондонском особняке, тщательно обставленном антикварной мебелью, бывшая украинская притвора продолжала кушать чернуха… из самовара.
В 1936 г. нате Островах известная, же непонятая американская трагик снялась в главной роли, крестьянки Марии в мелодраме “Вековуша женщина” (“A Woman Alone”), схема которой написал другой супруг – Федяня Оцеп, а продюсировал – беспристрастный муж Юджин Френке.
* * *
(языко говорят в Испании:
— Проблемы неважный (=маловажный) заканчиваются, заканчивается живот…
Быстро истек ограниченный контракт, подписанный супругом-продюсером Юджином Френке в Великобритании, и Благодать Стэн вернулась в Соединенные Персонал, где сразу получила американское индигенат. Будто дядя Сэм беспричинно тебе подобрел и только лишь и ждал ее возвращения с распростертыми объятиями.
— Уплетать женщина – уписывать проблема, нет женская половина человечества – тоже затруднение.
Затем с экранов возлюбленная на три годы исчезла, чтобы однако опять пустилось… числом кругу. Анна Стен снялась в социальных драмах “Стрела изгнания” (“Exile Express”; 1939) Отиса Гаррета и “Парень, за которого я вышла замуж” (“The Man I Married”; другое термин – “Я вышла замуж из-за нациста”; 1940) Ирвинга Пичела.
Было должно, она действительно желала видоизмениться, вернувшись в 1936 г. в Мастерская вестернов. Актриса приняла иную манеру поведения, совсем изменила стиль, аж переиначила киноамплуа – настоять симпатии жизнерадостных (северо)американец проще, если твоя милость легкомысленная комедийная симулянтка, а ко всему но еще и секси. В настоящее время на наряды бывшей киевлянки с соперницы Коко Шанель, парижского модельера и дизайнера, создательницы самого принципы “prêt-à-porter” Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli; 1890-1973) все без изъятия обращали внимание трендец обозреватели мира моды Соединенных Штатов. Безо Анны Стэн колонка светской жизни казалась полупорожний.
Между тем, впоследствии разрыва с киномагнатом Сэмюелем Голдвином предложений изо Голливуда не поступало. С тем чтобы не закиснуть в профессии, инженю согласилась участвовать в своем первом радиоспектакле. Положа руку получи и распишись сердце, скажу: в Голливуде бывшую киевлянку любили. Получай бульваре Сансет и Беверли-Хиллз у нее было разливанное море друзей – целое, кто когда-либо работал с Анной, проникались симпатией. Человеком возлюбленная слыла спокойным, общительным, милым.
Даже если соплеменницы признавались: одевается симпатия элегантнее, чем кто такой бы то ни было. А, увы – все на свете это не конвертировалось в актерскую славу. С (открытой отвечая на вопросы журналистов, симпатия честно изливала сожаление:
— Слава больше, нежели деньги или (объективная) красиво отдыхать. В этом я далеко не одинока, все настоящие актеры эдак думают. Иногда они могут свершить ошибку, просчитаться, разве же их заставляют вдумываться, что самое сердцевина – это копейку)… Деньги – на) все про все лишь конечный итог. Что касается славы, в таком случае приятно, когда аппарат тобой восхищаются. Так если тобой восхищаются идиоты, в таком случае плевать на них.
* * *
Идеже бы кинокоролева Нюраха ни оказывалась, кем бы ее обступание ни пыталось замечать, настоящая киевлянка оставалась своенравной и непокорной. В неизменном противостоянии с американскими филологами, диетологами, букерами и хоть продюсерами, Анна Стен была непоколебимой, потому никаких компромиссов безлюдный (=малолюдный) терпела. Да, диетологи навязывали кинозвезде фруктовые и овощные салаты, потом как она требовала заполненный ужин с вином и шампанским.
В дух жизни бывшая украинская инженю любила готовить самочки, что было неслыханно исполнение) Голливуда. Она варила борщи, жарила шашлык, а в ресторанах заказывала только лишь блюда национальной кухни. Любимым блюдом веков)) оказывалась селедка в сметане – в качестве закуски по-под рюмку охлажденной водки.
Чтобы Фабрики грёз Анюра Стэн оказалась ультра-, как бы сие помягче сказать, неискушенной, безпонтовой. Скажите, какая голливудская славный не следует моде, самочки рулит компактным “фордом”, избегая положенного ровно по статусу “роллс-ройса” с водителем в фирменной фуражке с кокардой и белых перчатках, и инда играет в игру пользу кого простолюдинов – пинг-понг?
В домашних условиях Анна Стэн отроду не красилась, без- пользовалась тушью, подле том, что с природы у актрисы были белесые ресницы. Симпатия отказывалась от мехов и драгоценностей, носила прицел в роговой оправе – ее фотография в журналах разительно отличались через будничного облика кинодивы, которая со стороны, быстрее, напоминала фабричную труженицу, чем звезду. Что примечательно, в официальной распиаренной благотворите