СПЧ и Общественная палата предложила правительству разработать долгосрочную программу борьбы с шумовым загрязнением городов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

По данным ГПБУ «Мосэкомониторинг», площадь территорий столицы, подлежащих постоянному сверхнормативному шумовому воздействию, превышает 60%. Это означает, что большая часть улиц. каждый день вызывает его жителей, акустический дискомфорт.

Больше всего мы страдаем автомобилей шум (площадь территории, где s-превысил их, — 545,5 кв. км), железнодорожный (17,5 кв. в ЦАО) и накладные расходы (182,8 кв. км). И авто и железнодорожным транспортом, шум влияет на нас постоянно, а шум от самолетов только в случае нарушения маршрутов полета. Но и этого достаточно, чтобы сделать жизнь москвичей очень неудобно. Однако, с той же проблемой сталкиваются жители всех крупных городов россии.

После изучения проблемы масштаба в нашей стране, а также зарубежный опыт борьбы с шумом, ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова и член Общественной палаты Артем Кирьянов обратился с письмом к первому зампреду правительства РФ Игорю Шувалову (есть в распоряжении редакции). В нем предлагается рассмотреть возможность разработки единой долгосрочной программы борьбы с шумом.

— Шум является одним из основных экологических рисков в современных мегаполисах. Шумовое загрязнение вызывает неправильное поднятие, промышленных предприятий, транспортных, ремонтных работ, — сказал «Известиям» Яна Лантратова. — У нас в законодательстве, устанавливаются санкции за нарушение нормативов уровня шума, есть законы о тишине, но шумового загрязнения является достаточно сложной задачей, и подход должен быть соответствующий. Многие не знают о том, что акустическое загрязнение дает не только дискомфорт, но и наносит ущерб здоровью людей, вызывает хронические заболевания. И страшнее всего, что от него страдают дети. За рубежом давно озаботились этой проблемой, и решение через большие штрафы, специальных маркировок транспортных средств и другими способами.

За рубежом шум строго регламентирован, а нарушителей ждут серьезные штрафы. Например, в США действует закон, согласно которому, по мотоциклов должно быть ограничение звука, а также специальная маркировка, подтверждающая эту техническую характеристику.

В стране наложены табу на ночь, самолеты над центры городов: меморандумы нужны пилоты изменения маршрута в аэропортах, через пригороды со снижением скорости полета, что значительно снижает шум двигателей самолетов.

В Чикаго ночью запрещен вывоз отходов из придомовых мусорный бак, потому что этот шум может лишить сна жителей окрестных домов. А закон города Феникс, штат Аризона, запретили даже ночной бой колоколов собора католической церкви.

Подобные правила применяются в странах ЕС. В Германии, например, нормы шума описаны в инструкция.

А в Китае, департамент охраны окружающей среды и торговой проблемы общественной каталоги оборудования, которые из-за шума, должны быть запрещены к выпуску.

— Шумы в первую очередь влияет на деятельность мозга — на степень внимания, концентрации, усталость, точность выполнения функций оператора, — сказал ученый секретарь Института физиологии. И. П. Павлова РАН Александр Чуйкин. — Очень отрицательно влияет на эффект низкой частоты рев. Особенно, если речь идет о близких частотах альфа-ритма человека.

СПЧ и ОП предлагает для борьбы с шум от дорожных работ установить шумозащитные экраны, которые частично решили проблему. Те же экраны рекомендуется устанавливать вдоль железнодорожных путей, проходящих через населенные пункты, и вокруг промышленных предприятий. Ну, для борьбы с «шумными» мотоциклистами и автомобилистами, особенно стритрейсерами, рекомендуется для повышения штрафов.

Врачи считают, что такие программы много времени не требуется.

— Программа, безусловно, нужно. Москва и Петербург — очень шумный город. Все крупные города страдают тем же. Например, на Западе вы никогда не увидите автомобиль, который пришел очень громко музыку. Водитель сразу же будет платить этот штраф, потому что никогда в жизни расти не будет звука. Ну, и, конечно, это еще и вопрос внутренней культуры, — говорит заведующий лабораторией физиологии слуха Института физиологии. И. П. Павлова РАН Николай Никитин. — Так что мы должны принять в экраны, штрафовать мотоциклистов.

Действительно, в той же Германии предусмотрены штрафы до 60 евро за прогулку по городу с открытыми окнами и громко включенной музыкой.

По словам Никитиной, шумы имеют серьезные психогенное действие на человека.

— Шум, повышенный объем разрушить слуховой аппарат. Дорожные шумы не снижают слух, но отрицательно сказывается на нервной системе, — говорит Николай Никитин. — Особенно, если это шум. По крайней мере, он вызывает раздражение, все виды реакций, психических и даже расстройства. И реклама в любом супермаркете на станциях метро? Весь день эти шумы раздражают людей. Я верю в такие вещи должны быть серьезно и лиц, ищущих убежища. Я сделал эксперимент: один человек поставил на место и начали двигаться звука рядом с ним в этой области. И человек начал колебаться, качаться, центр тяжести меняется, вместе с изменением положения источника звука. А реакция была непроизвольной.

Никитин приводит еще один пример.

— Если вы едете за рулем и с какой-то стороны он слышит громкий звук, руки поворачивают руль в сторону звука, — говорит заведующий лабораторией. — Это непроизвольная реакция мозга на сильный звук легко может привести к АВАРИИ. Такие реакции, мы исследовали.

Написать комментарий