Из-за отсутствия единого реестра будущих приемных родителей, тысячи детей-сирот попадают в зло

Фото: ЕСТЬ/Валерий Матыцин

В Общественной палате подготовить ряд предложений по созданию единой базы потенциальных приемных родителей. Как сообщила «Известиям» член ОП, руководитель проекта «Ванечка», президент межрегиональной общественной организации «Наши дети», — заявила Юлия Зимова, в ближайшие недели она будет отправить письмо в министерство образования.

В России в настоящее время составляет около 70 тысяч детей-сирот, которые должны провести в семье, и около 20 тысяч потенциальных родителей, ждет своей очереди.

— Конечно, желающих усыновить ребенка гораздо больше. А 20 тысяч человек-это те люди, которые есть определенные желания. Например, они хотят взять голубоглазую белокурую девочку от трех лет. Таких детей очень мало. В основном, в банк данных сложных детей: возраста, людей с ограниченными физическими возможностями, братья и сестры, которые не все могут себе позволить, — сказал «Известиям» Юлия Зимова.

Человек, для которого не был найден ребенок, встает на учет в государственный региональный банк данных потенциальных родителей. А органы опеки в другом регионе, могут пойти туда, чтобы пойти и дать этому человеку своих детей — так что система должна работать в идеале.

Но проблема в том, что государство в основе ошибочных данных и не позволяет сделать его идеальным, как для ребенка так и для родителей, чтобы выбрать.

— В нем нет системы поиска, — говорит Зимова. — База общественные организации более гибкие. Например, в нашей базе данных можно задавать фильтры и искать родителей, в регионе, в зависимости от того, что ребенок хочет. И в базе ведомства есть только описание потенциального усыновителя. И специалист, чтобы найти конкретный родитель, зайди в анкету, каждый полностью читайте.

В идеале — это необходимо, чтобы проверить и объединить все имеющиеся в стране банков данных.

— Самое главное — если у нас 70 тысяч детей и 20 тысяч потенциальных родителей, то он может формулировать предложения таким образом, чтобы предоставить родителям возможность задуматься о том, что она может принимать не только маленьких голубоглазых детей до 3 лет, — сказала Зимова. — Потому что, если 20 тысяч человек хотят именно такого ребенка, то, скорее всего, с ними не всегда работают, они не говорят, что они еще дети и какие преимущества, если ты берешь взрослого ребенка. Об этом часто готовы говорить с опытом приемных родителей. Мы эту работу делаем: у нас есть более шести сотен детей устроены в семьи, из которых более ста тридцати детей с ограниченными возможностями.

Многие органы опеки даже не знают, что могут обратиться в свой региональный банк данных.

— Когда ребенок появляется, не каждый знает, где его пристроить, и, таким образом, он идет в детский дом. А если бы знали, что могут обратиться в региональный банк данных и обязанность кому-то, чтобы обеспечить этого ребенка, прежде чем отдать в детский дом, все было бы по-разному, — отмечает Зимова.

Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская обращает внимание на то, что в органах опеки часто приходят кандидаты в усыновители из другого региона.

— Нужна единая база в интернете, в которых органы опеки могут увидеть информацию о кандидате, — сказала она «Известиям». — Каждый орган опеки имеет свою собственную базу данных, и они между собой не связаны. Иногда эти базы есть в формате excel или папочек в шкафу. Но у нас нет ни простой инструмент, объединяющего их, и разговор об этом ведется уже пять лет, вместо того, чтобы взять базу данных, любого другого ведомства, которое учитывает людей, и для оптимизации под приемные семьи. Это не стоит много денег. Главное, чтобы это не стало историей о коррупции.

«Я вообще не понимаю, почему мы уже не первый год это обсуждаем. В чем проблема? Почему мы до сих пор не сделали эту базу?» — недоумение Альшанская.

В среду, представлен благотворительный соберутся в Общественной палате для того, чтобы говорить о своем опыте устройства детей в семьи, в том числе, через свои базы данных. Некоторые разработали необычных решений. Например, фонд «Измени одну жизнь» проект «одного человека»: пользователь загружает фотографию в банк данных, и показывает ему несколько похожих на него детей, которые живут в детских домах.

В базе потенциальных родителей фонда «Ванечка.РОССИЙСКОЙ федерации» в настоящее время составляет около 1,3 тыс. человек. Уже более 25 детей, благодаря этой основе были построены из семьи в семью, не попадают, как правило, у детей в учреждение.

— Появляется ребенок, информацию о нем опека нам сразу отправить, мы отправляем данные в нашей базе данных, и он уходит в семью, минуя детский дом, — сказала Зимова. — Наша база открыта. И, как показала практика, на основе родители могут выбрать не только психологи и руководители детских домов, но и дети. У нас был случай, когда позвонил мальчик пятнадцати лет. Он сказал, что видел анкету женщины, которая хотела маленький ребенок. Но он узнал, что она живет рядом с дворец Ледяной, а он хотел играть в хоккей. «Поговорите с ней, может она меня, все-таки, взять?» — спросил мальчик у нас. Они долго притирались, но, в конце концов, она приняла его, и он теперь живет в семье и занимается хоккеем. Хотя она не хотела ребенка взрослые.