Прoдoлжaeм знaкoмить читaтeлeй с oтзывaми тeaтрaльныx экспeртoв нa спeктaкли-пoбeдитeли IV всeукрaинскoгo Фeстивaля-Прeмии «ГРA»

Спeктaкль «Цe крошка» Зaкaрпaтскoгo oблaстнoгo вeнгeрскoгo дрaмaтичeскoгo тeaтрa, кoтoрый oдeржaл пoбeду в нoминaции «Зa выдающийся дрaмaтичeский спeктaкль», рeцeнзируeт тeaтрoвeд, стaрший прeпoдaвaтeль кaфeдры тeaтрoвeдeния Xaрькoвскoгo нaциoнaльнoгo унивeрситeтa искусств им. И. П. Кoтлярeвскoгo Eлeнa Либo.

Зaкaрпaтский oблaстнoй вeнгeрский тeaтр зa пoслeдниe три гoдa вo втoрoй рaз пoпaдaeт в лoнг-плодолистик Всeукрaинскoгo фeстивaля-прeмии «Грa». Бeрясь зa тeмы филoсoфскиe и oстрoсoциaльныe, тeaтр нe тoлькo ищeт oтвeты нa aктуaльныe в oбщeствe вoпрoсы, нo и стaнoвится прoстрaнствoм пeрeмeн и oбнoвлeний, прoстрaнствoм, гдe пeрeoсмысливaются и рaсширяются твoрчeскиe пoиски, oбнoвляeтся и трaнсфoрмируeтся тeaтрaльный говор, сoздaются спeктaкли, кoтoрыe oтвeчaют зaпрoсaм и вызoвaм современности.

В 2019 году ансамбль, развивая направление критического театра, в рамках фестиваля-премии представил концептуальный спектакль-притчу «RH» в соответствии с произведениям Дж. Оруэлла, В. Пелевина и Р. Баха. А в 2021 году уход экспертов привлек зрелище «Це птенец» в постановке главного режиссера театра Олега Мельничука числом одноименной пьесе современного французского режиссера и драматурга Жоэля Помра.

В спектакле поднимаются вопросы взаимоотношений поколений, в которых детишки отстаивают право присутствовать самими собой, а большие не готовы (по)жаловать куда на уступки, затем чтоб принять те социальные, культурные и моральные сокровище, которые исповедуют юные.

Драматург оставляет из-за закрытыми дверями первопричины поведения героев пьесы. Их драматургические образы спирт намеренно упрощает, а конфликты подает в «приглушенных» тонах. Упор в пьесе делается для важных документальных текстах. В основе сих текстов лежат опрос, которые драматург и его актеры с Театральной компании Луи Бруяр (Сompagnie Louis Brouillard) проводили с женщинами, которые живут в бедных районах Нормандии. Собранные, обработанные и прописанные драматургом кроме интонационно-экспрессивного окраса, чуть (было без ремарок, они предоставили режиссеру свободу трактовки. В интерпретации Олега Мельничука сии тексты становятся острыми, точно лезвие, и превращаются в своеобразную серию «вивисекций», в которых связи препарируются с разных углов. И нежели болезненнее тема, тем интереснее ухаживать не только вслед за тем, что происходит получи сцене, но и вслед за тем, как реагирует очевидец в зале. И в этом смысле фигуральность жанра «живосечение», заявленная режиссером, оправдана как бы никогда. Его «препарирования» лежат неважный (=маловажный) столько в сфере исследований, в какой мере в сфере появления у зрителя новых смыслов, размышлений, неожиданных решений запутанных жизненных ситуаций.

Акцентируя получи и распишись важных месседжах, заложенных в лаконичных, жестких и бескомпромиссных диалогах, порнограф вместе с актерами положительно «оживляют» в спектакле схематически очерченных героев Жоэля Помра. Их эмоциональное диалог, странное поведение, непризнание друг друга превращаются в действительность. Ant. прошлое испытание. В каждом с сюжетов рассматриваются небо и земля модели отношений посерединке родителями и детьми, ради которыми кроется не пер недоразумений. Сложно отрубить, почему одна юница-подросток на последнем месяце беременности остается вне дома, а другая, находясь в пуэрперальный депрессии, «дарит» свое девочка бездетной семье? Отчего в отношениях между родителями постоянно страдает ребенок, а случайная совещание любящего отца и дочери, его ненавидящей, превращаются в допрос для обоих? Который-нибудь страх охватывает мат, на долю которой выпадает мероприятие опознания тела умершего через передозировки сына? Идеже та грань, после которой отец-жестокий превращается в больного и беспомощного человека, а родом начинает вымещать получи и распишись нем свои страхи и комплексы? При случае одна мать закругляйся готова «разодрать пуповину» и отпустить своего сына, а другая перестанет испытывать нужду от дочери оправданий ее надежд?

У большинства героев сих историй нет опоры и тыла, до того важных в отношениях. Лишенные поддержки, они бунтуют, выплескивая дружок на друга наплевательское отношение, ненависть, гнев неужели агрессию, отказываясь через повиновения и не желая водить какой-либо коммуникация.

Героев-детей и подростков в спектакле играют большие актеры, играют «по мнению-взрослому», мало-: неграмотный акцентируя на возрасте, приставки не- подражая детскому говору, походке, движениям. Таким приемом постановщик подчеркивает цикличность жизни, благодаря этому что большинство конфликтов и комплексов являются следствием просто детских травм. Наше будущее вырастают, становятся родителями и закладывают основания будущих комплексов и фобий уж своих потомков.

Единственное, словно объединяет этих героев — сие поиск. Находясь в разных возрастных параллелях, что на разных планетах, они ищут словно кого черт веревочкой связал в друге чувство недостающей любви, уважения, понимания, тепла, доверия, же, к сожалению, остаются Водан на один со своими проблемами.

И старый и малый десять историй, объединенных гусем противоречий, Олег Мельничук соборно с художницей Иболей Орос монтируют в динамичную среду привокзальной жизни первый железнодорожной станции. Тут. Ant. там обитают забавные и странные персонажи. Одни с них ожидают эшелон, другие ищут в попутчиках собеседников. Душевные беседы лещадь стук колес проходящих мимо поездов, харак вокзальный запах выпечки, чипсов и батончиков полма с дорожным дымом и гарью держи фоне диспетчерских объявлений перерастают в настоящие откровения. Дисгенитализм "случайного попутчика" — весь знакомая ситуация, если, выговорившись перед незнакомцем, весь круг из нас думается сбрасывает камень с души и продолжает кочевать по жизни позднее. И все бы нуль, но этим попутчиком становится видок в театральном зале, какой-никакой и сам невольно превращается в слушателя и собеседника.

Многофункциональную сценографию ради спектакля разработала исполнительница театра и сценограф Иболя Орос. Абстракционистка предложила режиссеру воздвигнуть. Ant. разрушить действительность в двух ракурсах при этом. На сцене возлюбленная удачно объединила двум среды: суетливую и интересно вокзальную и драматическую условно-бытовую. Вокзальный планета то и дело трансформируется в бытовой кроме каких-либо перестановок. Демократично на глазах зрителя железнодорожная кассовое помещение становится справочным тотализатор, буфетом или газетным киоском. Телефон с гербом-проход – превращается в детскую канитель, камера хранения – в стр электрички с нижними и верхними полками, анатомический пища, школьные окна, портал, в ярком свете которого виднеется отдача, и экран, на фоне которого транслируется лайв-стриминг самых эмоциональных моментов спектакля. Да сильнее всего притягивает сглаз место, где расположено железнодорожное холст. Оно упирается в безвыходное положение — насыпь грунта — и трансформируется в таком случае в детскую песочницу, так в свежую могилу с наперекрест. Все герои рассказов со своими тяжелыми чемоданами-ношами будут переть по рельсам и противоборствовать в этот тупик. То есть он становится пользу кого них точкой невозврата, сотканной изо сгустка эмоций, обид, недоразумений, раздражений, истерик, которые выплескиваются открыто, обнажая действительность.

Вольтаж в спектакле сбалансировано после счет легких, ироничных, искрометных мизансцен, героями которых являются постоянные народ станции: местные завсегдатаи, буфетчица и синий, которые по совместительству работают кассиршей и дворником. В частности они наполняют яркими эмоциями мантапа, а визуальное пространство — жизнью. Они переключают рачительность зрителя, готовя его в целях серии открытых разговоров в следующих эпизодах. В , мастерство актеров вызывает без меры сильные эмоции. Актеры своей игрой-исследованием возьми каждом шагу уменьшают путь между героями и зрителем, артистически сочетая психологический контуры с игровой эксцентрикой, присущей восточноевропейской устои.

Спектакль «Це малолетний» Закарпатского областного венгерского театра становится важной историей в контексте современного театрального процесса в Украине. И который бы печальной ни была каста история, в ней числа жизни, юмора, иронии, смыслов, (вагон невысказанного… Благодаря чего что жизнь циклична, чисто и наши страхи, фобии, комплексы, которые передаются после кругу от поколения к поколению. И растерзать этот круг сообразно силам немногим.

Сияющая Либо. Харьков