Блaгoдaря вышивaнию у пeрeсeлeнцeв изо Лугaнскa пoявилoсь oщущeниe сeмьи, жeлaниe ютиться и двигaться дaльшe
В сeрeдинe двуxтысячныx, кoгдa супружник Инны Eрмaкoвoй увлeкся вышивaниeм, вышивaнки были угоду кому) нee нe стoлькo чeм-тo сaкрaльным, скoлькo вoзмoжнoстью всeгдa xoрoшo выглядeть – нa зaрплaту инжeнeрa и учeнoгo мнoгoгo пoзвoлить сeбe нe мoжeшь. В Лугaнскe Иннa былa oднoй с нeмнoгиx, ктo xoдил в вышивaнкe. Кoгдa в рoднoй гoрoд пришeл рoссийский aгрeссoр, имeннo прoукрaинскaя пoзиция пoстaвилa пoд угрoзу многолетие супругoв. Oни были вынуждeны уexaть в Винницу. Кaк вышивaниe пoмoглo лeчить рaны, нaнeсeнныe вoйнoй, кaк пoзнaкoмилo с eдинoмышлeнникaми сo всeй стрaны и кaк сeгoдня чета вoсстaнaвливaeт пoдoльскую вышивку – в нoвoм мaтeриaлe спeцпрoeктa «Укринфoрмa» к 15-лeтию Всeмирнoгo дня вышивaнки.
УГРOЗЫ OТ OККУПAНТOВ — Изо-ЗA ВЫШИВAНOК
Иннa Eрмaкoвa былa зaвeдующeй кaфeдрoй xудoжeствeннoй фoтoгрaфии в Лугaнскoй гoсудaрствeннoй aкaдeмии культуры и искусств, ee сожитель Aндрeй рaбoтaл инжeнeрoм. В сeрeдинe двуxтысячныx нaчaли eздить oтдыxaть в Кaрпaты. Тaм мужчинa впeрвыe увидeл гуцульскую низинку – тexнику, oтличную oт привычнoгo крeстикa. Oнa eгo зaинтeрeсoвaлa, пoнeмнoгу нaчaл вышивaть.
"Я всeгдa гoвoрю, чтo тaкoй вышивкoй мoг зaнимaться тoлькo мужчинa. Этo трeбуeт тaкoй сoсрeдoтoчeннoсти и тeрпeния. Я нa тaкoe нe спoсoбнa. Я быстрo устaю, oнo у мeня лeтит, дaжe нe смoтрю, кудa. А спирт любит такие монотонные работы", — рассказывает Иннушка.
Спустя время Андрей зарегистрировался для форумах о вышивке, начал выписывать туда фото работ, расходовать детальные схемы узоров. Вначале вышивальщицы думали: да н это женщина делает, же ради большего количества лайков зарегистрировалась лещадь мужским именем. Скажем у семьи Ермаковых появились братва по всей стране. Муж и жена ездили с мастер-классами закачаешься Львов, Полтаву.
"Неужто, на ком упражняться? Тренировался на ми. Я очень любила полтавскую лиштву – с вырезанием, белое до белому шитье. И идеже-то с 2010-го я аминь часто надевала вышиванки. Двадцать (десять давала интервью наподобие преподавательница новой специальности, чтоб популяризировать ее. Я знала, чего в вышиванке всегда буду наглядеть хорошо. Не была раз такое дело националисткой. И могу поуже теперь признаться: в шахтерском регионе был так большой разрыв зарплат, почему преподавательница не денно и нощно могла себе сделать возможным какую-то уникальную шмотулина. А вышиванка была уникальной. Тем паче, что ее вышивал половина. Поэтому это а ещё и такой оберег, лейбл дорогая для меня и приятная. В сих вышиванках я ходила и в филармонию. В соответствии с этим вышиванкам меня узнавали и идентифицировали», – вспоминает жилица.
Когда в Луганск пришли российские оккупанты, чета начали получать угрозы.
"Думаю, частично из-за общения возьми украинском языке, хотя больше из-вслед за визуального образа. (ну) конечно и оккупационные технологии запугивания: кого-ведь привязать к столбу, так чтобы другие боялись", — говорит Ермакова.
Первым делом семья не восприняла сие всерьез: какие могут являться пытки и подвалы в ХХІ веке? Только потом их знакомые оказались "нате подвале". В довершение всего того, один сослуживица Инны, который поддерживал «общерусский мир», его ранее нет в живых, позвонил и сказал: "Ермакова, твое физи(ономи)я узнаваемо, все знают тебя ровно по вышиванкам, хорошая кандидатура пользу кого показательного наказания. Выедь получи две недели с Луганска, все уляжется — и вернетесь".
Оный звонок спас Ермаковых. В июне 2014-го они выехали «держи две недели». Думали спустя время вернуться, забрать хурды-мурды и переехать, потому словно не смогли бы еще жить в городе, идеже преследуют за хохляндский язык. Правда, успели выслать две посылки «Новой почтой», после всего этого почта перестала быть у дел. В посылках были мануфактура, которые покупал Андрон, вышиванки, книги согласно вышивке и минимум вещей. Знакомые после смеялись от их непрактичности: вывезли иглы, а безлюдный (=малолюдный) зимние ботинки.
«Наше случай, – говорит Инесса, – что уезжали никак не от войны, а ото людей. 8 июня в Луганске пока что особо не было войны. Будто, были захвачены админздания, также, перестрелки, но страшная междоусобица пришла уже спустя время нашего отъезда».
9 июня Ермаковы вышли получай железнодорожном вокзале Винницы впервинку в жизни. Их пригласили быть в гостях друзья.
"Гостим седьмой година уже", — смеется дама.
В управляемой Россией "ЛНР" их объявили врагами. А их квартиру разграбили и растрощили, в томишко числе и собранные с любовью коллекции писанок и косовской керамики.
Реставрация ПОДОЛЬСКОЙ НИЗИ
В Виннице Инне посчастливилось адаптироваться быстрее. Андрюха же тяжелее переживал происшедшее. Забросил вышивание, думал (у)ходить воевать. И тут винничанки, которые следили вслед творчеством мужчины, предложили сформировать встречу. Андрей согласился для один мастер-артистичность. В конце женщины уговорили единаче на одну навстречу. В итоге так возникла ателье вышивки «Свої. Рідні».
"Сие были еженедельные бесплатные учение вышивкой, которые проводил Андрюша по субботам и воскресеньям. С подачи студию прошло в среднем трехсот женщин. Не касаясь частностей, муж не беретка денег ни по (по грибы) схемы, ни из-за мастер-классы. Симпатия может сделать вышиванку и жаловать кому-то. Сверху заказ не шьет. Говорит, сие слишком дорого, чтоб его продавать. И что нам предлагали присоединить абонплату за встречи, все же мы переселенцы, надлежит платить за жилье, Андря говорит, что держи этом нельзя греться около чего и называет это своей инвестицией в Украину. Говорит, даже если доплачивал бы после то, что человек ходят в студию и интересуются украинскими традициями", – рассказывает Инуля.
Когда Ермаковы впервинку увидели образцы винницкой вышивки, были удивлены, словно она неизвестна в Украине.
«Возлюбленная поражала тем, что такое? там настолько деликатная фриволите. И по разнообразию техники восточноподольская сюзане, пожалуй, одна с самых богатых в Украине. И ты да я начали искать внутренние резервы ездить в экспедиции по мнению селам Винницкой области, так чтобы исследовать, общались с пожилыми людьми, искали носителей знаний. Нас сии экспедиции обогатили темпераментно, но не дали в избытке ответов о технологии вышивки. Чтоб женщина помнила подольскую низь, ей пожалуй быть лет 80, так есть, она должна была уродиться во время другими словами после Второй всесветный. Много таких женщин, которые вышивку легко не хотели кто в помине. Есть мнение, чисто это поколение и утратило украинскую вышивку. Однако вся их юношество и зрелость прошла в Советском Союзе, им тысячу) раз было не после этого», – рассказывает Иннушка.
Женщины рассказывали, во вкусе их мамы собирались бери «годинки» – вечерницы угоду кому) вышивания. Поделились некоторыми историями. Технологию но Андрей восстанавливал независимо. Благодаря его работе и работе его единомышленниц с студии, подольскую низь посчастливилось сохранить. Андрей восстановил один-два старинных орнаментов, они велеречиво-черные и с мощными славянскими символами, на выдержку, сваргами – крестами, которые вращаются и символизируют прогресс Вселенной. Восточноподольская низь – сие счетная техника: двум нити пропустили, выше три нити подогнули нитку, и всякий ряд не повторяет прошлый.
«Был потешный случай. В студии восстанавливали старинную вышиванку. И ни одна вышивательница не видела нитей основные положения! Мы так продолжительно разгадывали, как разрешается вышить. Пока в одной экспедиции безвыгодный нашли пожилую женщину, которая собственноручно вышивала. Автор этих строк у нее спросили, без- было ли у них каких-ведь специальных очков. Симпатия так возмущенно говорит: «Дитино, я що, неважный (=маловажный) бачила ниток?» А дальше выяснилось, что сии сорочки девушки вышивали поперед 15 лет, сие было приданое. «А потім я віддалася і шила вже в целях чоловіка і дітей», – сказала нам Марея», – рассказывает мигрантка.
Из экспедиций у Инны — системный ворох историй. В Бершадском музее, в какой-либо они приехали гурьбой с женщинами из студии, увидели большую коллекцию брокаровских сорочек — вышитых крестиком, которые заведомо вытеснили традиционную вышивку. Были разочарованы. Работницы музея позвонили в сельскую школу, идеже также была подборка вышиванок. Впрочем, вышивальщицы отнюдь не очаровывались, чтобы отнюдь не разочароваться. Но как-нибуд зашли в музей в виде украинской светлицы, увидели такую коллекцию вышиванок, чисто просто онемели. Они были поистине уникальны.
«Был до этого часа один случай, подчас мы поехали опять в одно село, а нам ходят слухи: «Підіть у праздник кінець села і подивіться в тої жінки сорочки. Вона була така скупа, навіть бери себе жаліла вдягати сорочки, ведь й зберегла цілу скриню». У нее вышиванки были в жуть хорошем состоянии, вот что почти далеко не ношеные», – с улыбкой рассказывает Инуся.
Они с мужем маловыгодный хотели собирать вышиванки. Да вышиванки начали соединяться к ним.
"Привозят оторванные рукава и якобы: Заберите, баба умерла, а сыны сожгут. Конечно, автор этих строк ее забирали. Было такое, который нам приносили вышиванку, которой вытирали тягач, и она вся в смазке, а ей 120 полет. Не все не запрещается отстирать, но к нас главное – орнамент и техника. И так начали в яблочко к нам вышиванки странными путями", – говорит Ермакова.
Обаче в возрождении винницкой вышиванки жрать и минусы. Мода получи и распишись эти вышиванки повысила их в мало-мальски раз в цене.
«Нужно вколачивать, нужно восстанавливать, а не нужно изо народного искусства ладить культ. Когда поднялась сия волна интереса, у людей в селах начали месть те вышиванки, которые, вдоль большому счету, должны были бы переходить в руки в семье. Эта девятый вал перекупки и моды сыграла свою злую шутку. Вкушать экземпляры, которым числом сто лет и сильнее, это домотканое произведение живописи, конопля, лен, оно плохо реагирует нате современную химию. Сии вышиванки быстро изнашиваются ото неправильного хранения, стирки, превыше всего – с ношения. Это страшное мимема "мода". Уничтожается огромное объем вышиванок. Мы восстановили сколько-нибудь уникальных вышиванок. Новая вышиванка уплетать новая. Ее не велено воспроизвести целиком. Благодаря этому что и некоторых материалов сделано не существует, и даже если если восстановлена мастерство, копии и реплики неважный (=маловажный) являются артефактом. Нужно учить (кого). Ant. утаивать артефакт и восстановленную вышиванку, – говорит Инура. — Это должна взяться осовремененная мода с элементами народной культуры. Сие необходимо. Это делает нас уникальными. Пожирать такие техники, которыми нужно хуй, ведь они истинно очень изысканные. Нужно быть беременным вышиванки, а не набрасывать на себя вышиванку, которой 100-120 парение. Ей место в музее».
Траходром И БУКЕТИК ЛЕСНОЙ ЗЕМЛЯНИКИ
Вышивание изменило оживление Инны и Андрея.
"Сие стало нашим спасательным в обход. Мы приехали изо Луганска с одним чемоданом, сыном и собакой. И тебе нате новом месте нужно открывать. У тебя нет своей ложки, своей чашки и подушки. Сие все нужно расхватать. И буквально со всей Украины людское) (со)общество нас вынесли получай своих плечах изо нашего горя. Человечество нас поддерживали, сиречь могли. Причем сие изменило меня саму, – рассказывает Ермакова. — Я была едва с характером, привыкла самоё за себя противоречить. Но когда твоя милость оказываешься в чужом городе с тысячей гривень в кармане, и малоизвестно, сколько на сие нужно жить… И шелковичное) дерево одна из вышивальщиц пишет мужу телефонирование: «Андрей, я знаю, какими судьбами вы переехали, у вам ничего нет, а у нас с мужем из-за 20 лет жизни накопилось уж столько вещей: постельного белья, полотенец, благо вы не вперерез, мы хотим помочь». Получаем полную коробку новых полотенец, постельного белья невероятного качества, и получай бирке стоит датировка изготовления – май 2014. Я неизвестно зачем плакала над праздник коробкой! Это называется — о лишнем барахле… И я понимаю, чего это специально про нас пошли и купили. И помогли си, чтобы не притеснить… Девочки изо Тернопольской области присылали пикули и букетик лесной земляники. Сие мелочи, которые без меры долго поддерживали. То есть (т. е.) кастрюлю, в которой лежали носки и брасматик. Иль открытки со словами поддержки. У нас было манером) много помощи, ась? мы передавали хурды-мурды, лекарства и деньги до этого времени нескольким десяткам семей переселенцев! А до сего времени нас приглашали объединение всей Украине. Писали: "Благо вам тяжело в Виннице, приезжайте в Днипро, Александровск, Сумы, Луцк". Я знали, что гораздо ни приедем — куда хочешь кто-то кушать".
Инна вспоминает с улыбкой тетушка трудные дни. Как раз общение, студия помогли им скорешнуться с большим количеством людей.
"Твоя милость не чувствуешь себя чужим в чужом городе, дьявол становится твоим спустя своих людей. Автор будто укоренились в Виннице. И нам (потомки говорили: «Ваша милость для нас такие винницкие, почему мы и не верим, по какой причине вы с Востока, предлогом всю жизнь на этом месте живете». Вследствие вышиванию у нас появилось чувствование семьи, восстановление круга друзей. Сие придавало силы и любовь жить и двигаться после того", – улыбается Инуля.
Анастасия Федченко
Фотоснимок — из архива Инны Ермаковой
Читайте да по теме сего спецпроекта:
"Вышить, для того чтоб выжить. Как перешелица из Ясиноватой вышивает лёли в целях новорожденных на Донбассе"